Главная \\ Фетвы \\ Деньги \\ Финансовые сделки \\ Об обязательном страховании автогражданской ответственности
Об обязательном страховании автогражданской ответственности
Опубликовано: 05 января 2013
Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух, уважаемый муфтий сахиб.
В нашей стране существуют законы накладывающие определенные обязанности на водителей, при игнорировании
которых лишаешься права на вождение автомобиля. Одно из таких - обязательное страхование гражданской
ответственности (страховка). Одни уважаемые хазраты в нашей местности выразили мнение, что, согласно шариату, при
наступлении страхового случая (аварии) человек может воспользоваться только той частью суммы денег которую он
изначально заплатил за страховку. Оставшаяся сумма для него харам. В связи с этим у братьев возникло множество
вопросов:
1. если человек виноват в аварии сам, а страховая компания выплачивает
за него сумму, является ли на нем обязанностью выплачивать сумму страховки самому (пострадавшему человеку), а со
страховой компании требовать только сумму первоначально оплаченной за страхование?
2. если виноват другой водитель, то он же не оплачивает из своего кармана возмещение ущерба, за него
платит страховая фирма - будут ли харамом полученные деньги от страховой фирмы в данном случае? Возможно ли
добиваться возмещения ущерба через суд с самого причинившего ущерб?
Джазакаллаху хайран за ваши труды (Россия, Татарстан,
Казань).
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа
рахматуллахи уа баракатух!
В принципе,
обычное страхование запрещено из-за наличия элементов гарар (неопределенности) и риба
(процентов).
а) Гарар (неопределенность). Это
относится к тому, что результат Ваших платежей не определен. Вы платите страховые взносы за что? Может быть,
вообще ни за что или, может быть, Вы получите назад ту сумму, которую Вы заплатили, или даже
больше.
б) Риба (проценты). Из-за того, что
был обнаружен аспект Гарар, сделка считается недействительной. В результате, деньги (страховые взносы), которые Вы
отдаете страховой компании – это просто заем, данный им (так как нет реально существующей сделки). Если вы
получите больше той суммы, что Вы отдали, излишек будет считаться рибой. Будет дозволено потребовать назад только
ту сумму, которую Вы заплатили в качестве страхового взноса.
Итак, это две основные причины, из-за которых ученые признали
обычное страхование недозволенным.
Однако, в
случае, когда страхование обязательно, действует другое правило. Это потому, что государство обязало Вас
застраховаться и у Вас нет другого выбора, кроме как платить страховые взносы каждый месяц. В случае, когда
платить эти взносы Вас обязывает государство, это значит, что Вы фактически не владеете этой суммой денег. Скорее,
они принадлежат государству. Следовательно, какая бы ни была получена выплата, она будет считаться финансовым
страховым пособием получателю от государства.
Учитывая вышеупомянутое, к Вашим двум вопросам будут применены следующие правила:
1) По исламскому праву, если человек виновен в аварии, он обязан
возместить потерпевшему убытки. Если виновная сторона заплатит потерпевшему, ей будет позволительно потребовать от
страховой компании до той суммы, которую она заплатила за убытки потерпевшего. Если эта сумма превышает общую
сумму взносов, которые он заплатил, ему будет лучше воздержаться от того, чтобы потребовать больше суммы своих
страховых взносов. (Мой старший учитель, муфтий Мухаммед бин Дауд (хафизуллах) установил это, когда с ним
советовались по этому вопросу. Тем не менее, в принципе, ему будет позволительно потребовать всю сумму, даже
если она превышает страховые взносы, которые он платил).
Если страховая компания непосредственно платит деньги пострадавшему
в аварии, деньги будут дозволены, даже если они превышают сумму оплаченных взносов. Страхователь не обязан платить
деньги со своей стороны, если страховая компания уже возместила потерпевшему те убытки, которые он
понес.
2) Компенсационные выплаты полученные
от страховой компании, будут дозволены. Однако если человек не хочет принимать денежные средства от компании
и требует возмещения от виновной стороны, у него есть право на это.
Он не может требовать компенсации от обоих – страховой компании и
виновной стороны.
А Аллах знает
лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл
Тармахомед
Джамиат уль-Улама, Дар уль-
Ифта
Перевела: Fareeda (Q446)
Остались неясности? Вы можете уточнить ответ у Алима