Главная \\ Фетвы \\ Основы Ислама \\ Исламское право \\ Можно ли задавать вопросы по религии людям, не являющимся алимами и муфтиями?
Можно ли задавать вопросы по религии людям, не являющимся алимами и муфтиями?
Опубликовано: 18 мая 2012
Вопрос: Ассаламу алейкум. У меня есть вопрос, если можно. Начнем с того, что есть братья, которые, машааллах, знают арабский язык, переводят книги с арабского, получают знания. Если возникают вопросы, берут ответы из книг. Тут возникают разногласия с ними по некоторым вопросам:
1) Должен ли я их слушать или ученого (себя к ученым, я думаю,
они не причисляют)? Они говорят, мол, они же истину доводят…
2) Дозволена ли такая
торговля: за наличный расчет товар будет один рубль стоить, а если за этот же товар рассчитаются через один
год, то цена будет пять рублей? Они ссылаются на хадис (от Албани?), где говорится,
что две цены на один товар не дозволено устанавливать.
3) Они говорят, что нельзя
торговать шортами (аурат открыт).
4) Они говорят, что нам нельзя
продавать одежду с брендом «Adidas», мотивируя это тем, что у нас Адидас ненастоящий, а значит бренд – ворованный,
и мы способствуем воровству…
5) Говорят, одежду «Nike» нельзя носить. Их
объяснения – в том, что там же крыло (найк), а это олицетворение мифологического бога, поэтому нельзя…
Джазакаллаху хайр. (Бугульма, Татарстан, Россия)
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
1) Хотя в Исламе и есть определенные
стандартные решения, иногда ответы могут отличаться друг от друга в зависимости от конкретной ситуации, в которой
оказывается тот, кто задает вопрос, а также от места, норм общества и т.д. Поэтому в определенных случаях решения
будут отличаться от тех, что указываются в той или иной книге. Именно поэтому и существуют муфтии и квалифицированные алимы, год за годом изучающие шариат для получения глубокого понимания исламских наук и возможности вынесения решений и
ответов для людей в соответствии с Кораном и Сунной в рамках соответствующих мазхабов.
Если Вы поймете это, то
осознаете, что крайне важно всегда задавать свои вопросы по Исламу авторитетным муфтиям и алимам. И Аллах
подчеркивает важность этого в Священном Коране:
فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ
«Если вы не знаете, то спросите людей знания».
(Коран, 16:43)
Поэтому, если они не являются
квалифицированными алимами, то, сколь бы хорошо они ни владели арабским, этого не будет достаточно, чтобы выносить
решения по шариату, даже если они цитируют книги алимов.
Однако если говорить о получении обычных советов у этих братьев:
например, о достоинствах определенных видов богослужения, слов ободрения для таубы, дуа из
хадисов и т.д., – ничего плохого в этом нет, если они цитируют такие советы из заслуживающих доверия, достоверных
книг, написанных авторитетными алимами.
Несомненно, Аллах вознаградит их за старания по переводу книг для распространения исламских знаний, и это
действительно похвальное действие. Но подчеркнем снова, что в отношении получения правил, решений по шариату, Вам
нужно вместо этого обращаться к заслуживающим доверия муфтиям и алимам.
Следует отметить, что, хотя мы и считаем шейха Насируддина аль-
Албани образованным ученым, который, несомненно, внес большой вклад в эту умму своими широкими познаниями, тем не менее, мы не рекомендуем читать
его книги, поскольку некоторые взгляды, которых он придерживался, противоречат мнению большинства алимов. Кроме
того, ведущими мухаддисами было
установлено, что он ошибся в ряде своих решений по хадисам, когда он неверно называл многие достоверные и хорошие
хадисы сфабрикованными.
2) Хадис, запрещающий
продажу товара по двум разным ценам, записан в сборнике «Муснад» Ахмада. Как передавал саидуна Абдулла бин Мас’уд
(радиаллаху анху), Посланник
Аллаха (салляллаху алейхи
уа саллям) запретил две продажи в одной сделке. Симак, передатчик данного хадиса, пояснил, что это относится к
продаже товара по двум различным ценам: цене при мгновенной оплате и цене при оплате с задержкой. («Муснад» Ахмада, хадис 3783)
نهى رسول الله صلى الله
عليه وسلم عن صفقتين في صفقة واحدة
قال سماك الرجل يبيع البيع، فيقول هو علي نساء
بكذا وبنقد كذا
Алимы, в
том числе четыре имама мазхабов (ханафитского, маликитского, шафиитского, ханбалитского), единогласно указали на
то, что этот запрет относится к случаю, когда цена не установлена в момент сделки, и дата платежа тоже не
зафиксирована. Поэтому, если покупателю предоставляются обе возможности, и сделка происходит указанным образом,
это будет запрещено. Это также относится к случаю, когда две различные сделки заключаются в рамках одной.
Например, А продает Б свой дом за такую-то цену, и одновременно с этим он заключает соглашение о том, что через
шесть месяцев он выкупит у Б тот же дом за некую фиксированную цену.
Хадис не относится к сделкам, в которых цена при оплате с задержкой
или цена при мгновенной оплате зафиксированы в момент сделки. Например, А продает Б машину и говорит ему, что если
тот купит у него машину сегодня, то цена составит 1 млн.руб., а если будет платить в течение 5 лет, то цена за
машину в целом составит 1,3 млн.руб. И Б соглашается платить 21666 руб. ежемесячно до полной выплаты всей суммы. В
соответствии со всеми мазхабами, такая сделка действительна и приемлема, поскольку цена зафиксирована, и дата тоже
установлена. У Абу Дауда имеется также хадис (№3357), указывающий на дозволенность продажи товара с разными ценами
при мгновенной и отсроченной оплате при условии, что способ оплаты и срок установлены.
Кроме того, как только способ оплаты установлен, это считается одной
сделкой, поскольку только один способ оплаты может быть выбран перед заключением сделки. Соответственно, здесь не
может применяться запрет на осуществление «двух сделок в одной».
3) Шорты продавать можно, поскольку это не харам-товар, и они могут
использоваться по-разному. Возможно, человек будет надевать их под другую одежду или будет носить их дома, когда
его видит только супруга, и т.д. Если же он использует шорты для демонстрирования своего аурата другим, то это
будет его грехом, а не грехом продавца шорт.
4) Нельзя умышленно запасать и продавать поддельные товары с брендами, которые были запатентованы,
поскольку это незаконно.
5) Товары фирмы
«Nike» продавать можно. Слово «Найк» (англ. вариант слова «Ника») могло символизировать мифологическое божество
когда-то давным-давно, но не сейчас. В понимании обычных людей слово «Найк» не выражает некое божество или религию
и вообще никак не ассоциируется с какой бы то ни было религией. Марка «Найк» ассоциируется только с одеждой и
аксессуарами, а значит, одежду и товары бренда «Найк» продавать можно.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл
Тармахомед
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта
Остались неясности? Вы можете уточнить ответ у Алима