Нуждались ли пророки в посредниках при обращении к Аллаху?
Вопрос:
Ассаляму алейкум!
Уважаемый
алим, один человек занялся переводом на русский язык и распространением фетв ранних ученых Ислама. Он утверждает,
что «...ученые не считают простое
обращение (дуъа-мас'аля) к мертвым ширком...».
В подтверждение этого тезиса также ссылается на тафсир Аль Куртуби.
Вот дословная цитата:
«А так же «приписывает» Абу Абдиллах Аль Куртуби этот, по мнению наших оппонентов, «ширк» Пророку Юсуфу - алейхи
ссалям - в тафсире аята 21, Суры Юсуф:
«Когда он подошел к кладбищу «Алю Канъан» увидел могилу своей матери.
Над Юсуфом алейхи ссалям оставили одного негра, который сторожил его. И он по невнимательности упустил его. Юсуф
бросился на могилу матери и обняв могилу, заметаясь сказал: О мать, подними свою голову и увидь своего сына
закованного в цепи со связанными руками и ногами. Они отделили меня от отца. Попроси у Аллаха, чтобы Он объединил
нас под Его милостью, так как Он самый Милостивый из Милостивых».
Конец цитаты.
Вопрос такой: Неужели даже
пророки Аллаха (мир им всем!) нуждались в посредниках для своих обращений к своему Господу или что-то не так в
распространяемой информации?
Да воздаст вам Аллах благом за вашу работу. Амин (Россия, Башкортостан,
Уфа).
Во имя Аллаха Милостивого и
Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Просить умерших о помощи и заступничестве
не разрешается. Хотя мы и не утверждаем, что это является явным ширком, поскольку имеются различные интерпретации данной концепции;
тем не менее, мы категоричны в том, что ни о какой помощи умерших просить нельзя. Это правило мы отстаиваем ради
сохранения идеи таухида (единственности) Аллаха, которой мы ни за что не можем поступиться.
Следует
отметить, что мы рекомендуем проявлять осмотрительность и не обвинять людей в совершении ширка без явных тому
доказательств.
Что касается цитаты имама Аль-Куртуби (рахимахуллах), она совершенно ничего не говорит о его
вере. Многие муфассиры (авторы книг с комментариями к аятам Корана) выписывали все повествования, о которых им
было известно в отношении того или иного аята или события. Поэтому во многих тафсирах (книгах с комментариями к
Корану) можно найти «исраилият» (повествования, дошедшие до нас через иудеев и христиан), считающиеся
недостоверными и ненадежными. Причина, по которой муфассир записал их в своем тафсире Корана, состоит не в том,
что он верил в их достоверность, а в том, что его целью и намерением было лишь довести до читателей существование
таких повествований о данном событии. Об этом говорил аллама Мухаммад Захид аль-Каусари (рахимахуллах) в своем
труде «Макалят» («Аль-Аджвибат-уль-Фадылях» имама Лукнови с подстрочными
комментариями шейха Абдульфаттаха Абу Гудды, стр. 107, 2-е изд.).
Имам Аль-Куртуби записал данное повествование и приписал его Вахбу бин Мунабиху и другим. Приведя данный случай, он не написал, является ли он достоверным, и никаких подтверждений не привел. Поэтому некорректно считать само наличие такой цитаты неким доказательством того, что имам Аль-Куртуби верил в то, что можно просить умерших о помощи.
Я попытался найти данное повествование в других тафсирах, но ничего в его поддержку найти не удалось. Соответственно, я сомневаюсь в его достоверности.
Что касается того, что пророки (алейхимуссалям) просили умерших о заступничестве, никаких подтверждений этому мною обнаружено не было. Наоборот, Пророк Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) подчеркивал важность того, что о помощи нужно просить одного лишь Аллаха, о чем передается в следующем хадисе:
«Если просите, просите (одного лишь) Аллаха. И если просите о помощи, просите помощи у (одного лишь) Аллаха» (Тирмизи, хадис 2516, передал Ибн Аббас).
Примечание. Данная фетва имеет отношение только к обращению за помощью к умершим. Тавассуль (использование пророков и праведников посредниками в дуа к Аллаху) и прошение пророков о заступничестве, будучи у их могил, – отдельные темы. К приведенной фетве они отношения не имеют.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат уль-Улама, Дар уль-Ифта
Перевел: Timur (Q483)
Словарь
Статьи
Биографии
Он был родом из племени бану Хузайль, являясь верным союзником племени бану Захра. Будучи мальчиком, он бродил вдали от людей по тропинкам мекканских гор и пас стада вождя курайшитов... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →