Абдали и кутбы: существуют ли они?
Опубликовано: 30 сентября 2010

Вопрос: Кутбы и абдали — кто это? Не могли бы вы рассказать о них с точки зрения Ахлюс-Сунна? (ЮАР)
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Подавляющее большинство ученых Ахлюс-Сунна считают, что абдали действительно существуют. Более того, хафиз Ибн
ас-Салях сообщил, что по этому вопросу имеется консенсус. Ниже приведены имена лишь небольшой части тех
блистательных ученых, явно указывавших свое мнение по этому вопросу [также см. введение к «Аль Хабр ад даль»
алламы Суюти (Дар аль усуль)]:
1) аллама Ибн Аби ад Дунъя (немало хадисов приведено в его книге «Аль Аулия»),
2) аллама Абу аз Зинад (там же, 27),
3) аллама Абдулла ан Наббаджи (там же, 28),
4) аллама Абу Мухаммад Аль Халляль (он посвятил этой теме
целую главу в «Карамат аль Аулия»),
5) аллама Ибн Асакир (он
посвятил данной теме 2 главы своего блистательного труда «Тарих ад Димашк»),
6) аллама Ибн Салях (см. его фетвы, 1/184),
7) аллама Заркаши (он обсудил эту тему в своем труде «Ат Тазкирах филь Ахадис аль муштахирах»,
1/144),
8) аллама Таки ад дин Аль Хисни (он отверг мнение Ибн
Таймии в своем труде «Даф Шубани ман шаббаха уа тамаррада», 1/123),
9) аллама Сахави (в «Макасид аль хасанах» он пишет, что этой теме он посвятил целый трактат,
названный «Назм аль ля'али фи хадис аль Абдаль»),
10) аллама
Суюти (об этом он писал в большом количестве своих трудов — таких, как «Аль Джами аль Кабир», «Аль Джами ас
сагир», «Аль Ля'али аль масну'ах», «Ад дурар аль мунтасирах», а также он написал по этой теме отдельный труд,
названный «Аль Хабр ад даль»),
11) аллама Аль Касталляни
(этому посвящена целая глава его труда «Аль Мавахиб аль лядуниях»),
12) аллама Али бин Мухаммад Аль Кинани (тему абдалей он обсуждал в «Танзих аш Шариат аль марфу'ах»),
13) аллама Ибн Хаджар Аль Хайтами (в «Фатава аль хадисиях»),
14) мулла Али Аль Кари (данная тема очень подробно
обсуждалась им в его известном комментарии «Миркат аль мафатих»),
15) аллама Муртаза Аз Зубайди (в «Итхаф ас Сада аль муттакин»),
16) аллама Ибн Абидин Аль Ханафи (по этой теме им был написан отдельный труд, названный
«Иджаба аль гаус»),
17) аллама Мухаммад бин Джафар Аль
Каттани (см. его труд «Назм аль мутанасир»),
18) аллама Нух
бин Мустафа Аль Ханафи (написавший «Аль Кауль ад даль аля хаят аль Хизр уа вуджуд аль Абдаль»).
С удивлением можно отметить, что даже учитель и шейх алламы Ибн аль Каима (да будет доволен им
Всевышний Аллах), аллама Ибн Таймия (да будет доволен им Всевышний Аллах) также засвидетельствовал существование
абдалей. Так, в своем небезызвестном труде «Аль Акыда аль вастия» он пишет:
لكن لما أخبر النبي صلى الله عليه و
سلم أن أمته ستفترق على ثلاث وسبعين فرقة كلها في النار إلا واحدة وهي الجماعة وفي حديث عنه أنه قال : ( هم من كان على مثل ما أنا عليه اليوم وأصحابي ) صار المتمسكون بالإسلام
المحض الخالص عن الشوب هم أهل السنة والجماعة وفيهم الصديقون والشهداء والصالحون ومنهم أعلام الهدى ومصابيح الدجى أولوا المناقب المأثورة والفضائل المذكورة وفيهم الأبدال وفيهم
أئمة الدين الذين أجمع المسلمون على هدايتهم وهم الطائفة المنصورة الذين قال فيهم النبي صلى الله عليه و سلم : ( لا تزال طائفة من أمتي على الحق منصورة لا يضرهم من خالفهم ولا من
خذلهم حتى تقوم الساعة ) فنسأل الله أن يجعلنا منهم وألا يزيغ قلوبنا بعد إذ هدانا وأن يهب لنا من لدنه رحمة إنه الوهاب والله أعلم «العقيدة الواسطية» (ج 1 / ص 32( و انظر «مجموع
الفتاوى» (ج 3 / ص 159)
«Однако, поскольку Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) предсказал, что умма разделится на 73 группы,
каждая из которых будет в огне, за исключением одной группы — Джамаата, (а Джамаат,) как описывается в другом
хадисе: «Они останутся на подобном тому, чего (придерживаюсь) я и мои сподвижники», то станет (известно, что)
истинными приверженцами Ислама в его первозданной чистоте являются Ахлюс Сунна уаль Джамаат. Среди них — правдивые
святые (сиддикун), мученики и праведные люди. Также среди них те, кто являются символами руководства и
просвещения, записанной целостности и добродетелей упомянутых. Абдали — среди них. Среди них также и имамы, на
которых всецело полагаются в религиозном руководстве мусульмане-простолюдины. Это та Победоносная Группа, о
которой Пророк сказал: «Группа людей в моей умме сохранит приверженность истине. Те, кто противостоят им, и те,
кто отказываются от них, не могут причинить им вреда, от нынешнего времени до Дня Воскрешения...» («Аль Акыда аль
вастия», 1/32; также см. «Маджмуах аль фатава», 3/159)
В другом месте хафиз Ибн Таймия пишет:
وأما أهل العلم فكانوا يقولون : هم " الأبدال " لأنهم أبدال الأنبياء وقائمون مقامهم حقيقة «مجموع الفتاوى » (ج 4 / ص 97)
«Что
касается людей знания, они говорили: «(Ученые по хадисам) - это абдали, поскольку они — абдали (заместители) и
представители пророков...» («Маджмуах фатава», 4/97). (P.S. Мы знаем, что имеются и другие мнения, указанные в
других его работах)
Кроме того, говоря о том или ином рассказчике, мухаддисы часто описывали некоторых из них как
абдалей. Этого факта достаточно для доказательства того, что многие ученые по хадисам также признавали
существование абдалей. Ниже приведены лишь небольшая часть таких примеров:
1) В своем труде «Аль Иляль» (6/29)
имам Ад Дар Кутни (да будет доволен им Всевышний Аллах) процитировал слова имама Ахмада (да будет доволен им
Всевышний Аллах): «Если в Багдаде есть абдаль, то это Абу Исхак Ибрахим бин Хани». В другом месте (6/63) он пишет
о том, что Ан Назра бин Кясира считают абдалем.
2) Некоторые
мухаддисы считали имама Шафии (да будет доволен им Всевышний Аллах) абдалем («Аль Макасид аль Хасанах», стр. 28;
«Тарих ад Димашк»).
3) Имам Бухари (да будет доволен им
Всевышний Аллах) писал в «Ат Тарих аль Кабир» (7/127), что люди не сомневались в том, что Фарва бин Муджалид был
абдалем.
4) В «Сунан» Абу Дауда говорится, что Абу Джафар бин
Иса (р.а.) считал Амбасу бин Абдульвахида Аль Курахи абдалем (Хадис №2992).
5) В «Сунан» Ибн Маджа говорится, что Яхья бин Усман бин Саид считался одним из абдалей
(Хадис №3348).
6) В «Ас сунна» (2/596) Ибн Аби Асима
говорится, что Зияда Абу Умара считали абдалем.
7) В «Ас
сикат» (5/549) Ибн Хиббан (да будет доволен им Всевышний Аллах) писал, что Юсуф Джавваль Ан Нукад был из числа
абдалей. В другом месте той же книги (8/64) говорилось, что имам Ауза'и утверждал, что Муса бин А'юн Аль Джазари
был из числа абдалей.
8) Ибн Аби Ад Дунъя (да будет доволен
им Всевышний Аллах) писал в «Аль Аулия» (стр. 35), что Саида бин Садака Абу Мухальхиль считали одним из абдалей. В
«Сифах ан нар» (стр. 242) он писал, что Аль Фазль бин Аббас Аль Кинди был из числа абдалей. В «Зам ад дунъя» (стр.
31) он писал о том, что люди считали Аль Хариса бин Муслима Ар Рази абдалем.
9) В «Муснад Ад Дарими» говорится, что Захра бин Мабад был абдалем. (Хадис №3429)
10) Хатыб Багдади (да будет доволен им Всевышний Аллах)
приводил в «Музи аухам аль джам уат тафрик» (2/348), что люди говорили о том, что Фахр бин Зияд Аль Барки —
абдаль.
11) Аллама Фасави (да будет доволен им Всевышний
Аллах) в «Аль Магрифа уат тарих» (1/229) утверждал, что жители Мекки говорили: «Вухайб — из числа абдалей».
12) В «Ахбар Макка» алламы Факихи (да будет доволен им
Всевышний Аллах) говорится, что Ибрахим бин Иса Аль Яшкури был абдалем (хадис №654). Также указывалось, что Яхья
бин Саид бин Кясир — из числа абдалей (хадис №877).
13) В
четырех местах в «Муснад Ахмад» говорится, что Муса бин Халяф был из числа абдалей (хадисы №15671, 17170, 17800,
26911). О том же говорится в «Итхаф аль хайрах аль махара».
14) В «Хиля аль аулия» говорится, что следующие люди были абдалями:
- Мухаммад бин Адам Аль Миссисий (2/144),
- Саид
бин Садака Аль Кайсани (4/250),
- Яхья аль Джалля (9/191),
- Али бин Абдулхамид (10/366).
15) В «Шуаб аль Иман» имама Байхаки (да будет доволен им Всевышний Аллах) говорится, что
Харис бин Муслим Ар Рази считался абдалем (хадис №10585).
16)
В «Ат Тамхид» алламы Ибн Абдульбарра (да будет доволен им Всевышний Аллах) во многих местах указывается, что тот
или иной рассказчик считался абдалем. В частности, среди них были следующие:
- Ма'ди бин Сулейман Аль Ханнат (1/368),
- Ибнуль Мубарак говорил, что если в Хорасане есть абдаль, то это Ма'дан (7/142),
- Халяф сказал: «Инша Аллах, Абдулхамид бин Ахмад бин Иса Аль
Варрак — абдаль» (24/159).
17) Навави (да будет доволен им
Всевышний Аллах) в «Бустан аль-'арифин» (стр. 31) писал, что Хаммад бин Салима считался абдалем.
18) Аллама Айни (да будет доволен им Всевышний Аллах) писал в
своем блистательном комментарии к Аль Бухари, «Умда Аль Кари», что Хаммад бин Салима бин Динар считался абдалем
(«Баб ма якуль инда аль халя»). В другом месте (комментарии к хадису №1432) говорится, что Абу Тауба Раби бин Нафи
считался одним из абдалей. В комментарии к хадису №5532 говорится, что Хаттаб был из числа абдалей.
19) В комментарии алламы Айни к Абу Дауду говорится, что Яхья
бин Маин и Абу Хатим считали брата Мугиры одним из абдалей.
20) В «Фатх аль бари» (1/357) хафиз Ибн Хаджар (да будет доволен им Всевышний Аллах) привел санад Муснада Аби
Аувана, в котором говорится, что Абу Ибрахим Аз Зухри был абдалем.
21) В комментарии алламы Зуркани к «Муватта Имам Малик» говорится, что Шазкуни сказал: «...Ма'ди
считался из числа абдалей» (также процитировано в «Мир'ат», 3/412).
22) В «Файз аль Кадир» (2/538) говорится, что Али бин Умар Аль Харби — один из абдалей.
Ученые по
хадисам также описывали некоторых рассказчиков как кутбов. Например:
1) Ибн Аль Асир (да будет доволен им Всевышний
Аллах) отмечал, что Суфьян ас Саури был одним из кутбов («Джами аль усуль фи Ахадис ар Расуль», 12/466),
2) Абу аль Вафа аль Кураши (да будет доволен им Аллах) также
писал, что Суфьян ас Саури был из числа кутбов Ислама («Табакат аль ханафия», 1/546),
3) Умар бин Али Аль Джаззайри (да будет доволен им Всевышний Аллах) написал книгу
«Ибтисам аль урус», в котором назвал шейха Ахмада бин Уруса «кутб аль актаб» («Аль А'лям ли аз Заркали», 1/169),
4) Ибн Фархун (да будет доволен им Всевышний Аллах) описал
Али бин Мухаммада бин Абдульхака аз Зурвайли в качестве кутба («Ад Дибадж аль музахаб фи ма'рифати а'ян Улема аль
мазхаб», 1/116),
5) Ибн аль Муляккин (да будет доволен им
Всевышний Аллах) говорил, что Фузайль бин Аяз был одним из кутбов («Табакат аль Аулия», 1/44), а в другом месте
(1/64) называл Абу Сулеймана Ад Дарани Аль Анаси ватадом и кутбом.
Приведенные утверждения доказывают, что термины
«абдаль» и «кутб» были широко известны среди мухаддисов и других ученых раннего периода, и использовались ими.
(Эти термины не являются нововведенными, особенно если принять во внимание тот факт, что их использовали мухаддисы
- чрезвычайно осторожно относящиеся к нововведениям). Хатыб Аль Багдади (да будет доволен им Аллах) в своем труде
«Шарф Асхаб аль Хадис» (стр. 100/101) высказал мнение, что абдалями (большей частью) являются ученые по хадисам.
Шейх алламы Ибн аль Каима, аллама Ибн Таймия также привел в «Маджмуах аль фатава» (4/97), что знающие люди всегда
считали, что абдали — из числа Асхаб аль хадис.
Следующий хадис, переданный в ряде сборников
хадисов, является достоверным. Интересно отметить, что Ибн Каим (р.а.) сам указал, что этот хадис является
пригодным («Аль Манар аль муниф», №331, стр. 145). Он также никак не прокомментировал его в своих подстрочных
комментариях к Абу Дауду, что указывает на принятие им данного хадиса. (Прим. Мы разъяснили цепочку рассказчиков
на арабском языке. Это будет высоко оценено учеными и не запутает простых людей, не являющихся специалистами).
قال أبو داود في سننه - (ج 4 / ص 175)
4288 - حدثنا محمد بن المثنى حدثنا معاذ بن هشام حدثنى أبى عن قتادة عن صالح أبى الخليل عن صاحب له عن أم سلمة زوج النبى -صلى الله عليه وسلم- عن النبى
-صلى الله عليه وسلم- قال « يكون اختلاف عند موت خليفة فيخرج رجل من أهل المدينة هاربا إلى مكة فيأتيه ناس من أهل مكة فيخرجونه وهو كاره فيبايعونه بين الركن والمقام ويبعث إليه
بعث من الشام فيخسف بهم بالبيداء بين مكة والمدينة فإذا رأى الناس ذلك أتاه أبدال الشام وعصائب أهل العراق فيبايعونه بين الركن والمقام ثم ينشأ رجل من قريش أخواله كلب فيبعث إليهم
بعثا فيظهرون عليهم وذلك بعث كلب والخيبة لمن لم يشهد غنيمة كلب فيقسم المال ويعمل فى الناس بسنة نبيهم -صلى الله عليه وسلم- ويلقى الإسلام بجرانه إلى الأرض فيلبث سبع سنين ثم
يتوفى ويصلى عليه المسلمون ». قال أبو داود قال بعضهم عن هشام « تسع سنين ». وقال بعضهم « سبع سنين ». (أخرجه أبو داود بالطريق المذكور و قال بعده «حدثنا هارون بن عبد
الله حدثنا عبد الصمد عن همام عن قتادة بهذا الحديث وقال « تسع سنين » ثم قال أبو داود «وقال غير معاذ عن هشام « تسع سنين » و أخرج هذا الحديث ايضا ابن أبى شيبة (7/460
رقم 37223) وأحمد (6/316 ، رقم 26731) ، و إسحاق بن راهويه في مسنده (ج 4 / ص 170) ،و ابن عساكر (1/280) ، وأبو يعلى (12/369 ، رقم 6940) ، أبو جعفر ابن البختري -
(ج 1 / ص 280) ، و ابن حبان (15/158 رقم 6757) و أظهر أن صاحب صالح هو مجاهد و كذا قال أبو يعلى - (ج 12 / ص 369) بعد قوله عن صاحب له قال «وربما قال صالح عن
مجاهد »و قال ابن أبي حاتم فقلت لأبي: «من صاحبه هذا ؟» قال : «عبد الله بن الحارث». ]علل الحديث(ج 2 / ص 411)[ و روا هذا الحديث الطبراني في «المعجم الكبير» (ج 23 / ص
390) و «المعجم الأوسط» (ج 2 / ص 35) من طريق معمر عن قتادة عن مجاهد عن أم سلمة عن النبي صلي الله عليه وسلم و قال في آخره «قال عبيد الله فحدثت به ليثا فقال حدثنيه
مجاهد لم يرو هذا الحديث عن معمر إلا عبيد الله» و قال الهيثمي في «مجمع الزوائد » (ج 7 / ص 613) «رواه الطبراني في «الأوسط »ورجاله رجال الصحيح» و قال ابن القيم في «
المنار المنيف» (ج 1 / ص 145)«والحديث حسن ومثله مما يجوز أن يقال فيه صحيح » و قال العظيم آبادي في «عون المعبود» (ج 11 / ص 255)« قال ابن خلدون خرج أبو داود عن
أم سلمة من رواية صالح أبي الخليل عن صاحب له عن أم سلمة ثم رواه أبو داود من رواية أبي الخليل عن عبد الله بن الحارث عن أم سلمة فتبين بذلك المبهم في الإسناد الأول ورجاله رجال
الصحيحين لا مطعن فيهم ولا مغمز وقد يقال إنه من رواية قتادة عن أبي الخليل وقتادة مدلس وقد عنعنه والمدلس لا يقبل من حديثه إلا ما صرح فيه بالسماع مع أن الحديث ليس فيه تصريح
بذكر المهدي نعم ذكره أبو داود في أبوابه انتهى قلت – القائل العظيم آبادي- لا شك أن أبا داود يعلم تدليس قتادة بل هو أعرف بهذه القاعدة من ابن خلدون ومع ذلك سكت عنه ثم المنذري وابن
القيم ولم يتكلموا على هذا الحديث فعلم أن عندهم علما بثبوت سماع قتادة من أبي الخليل لهذا الحديث والله أعلم»
Умм Саляма (р.а.) сказала: «После
смерти халифа произойдет разлад. Человек из Медины сбежит в Мекку. Некоторые из жителей Мекки придут к нему,
выведут его без его желания на то и присягнут ему между углом Каабы и Макамом. Против него выступят из Сирии
экспедиционные войска, но они будут проглочены в пустыне между Меккой и Мединой, и когда люди увидят это,
сирийские абдали и лучшие люди ('асаба) Ирака придут к нему и присягнут ему на верность...»
(Приведено Абу Даудом, Ибн Аби Шайба, Ахмадом, Исхаком бин
Рахуях, Ибн Асакиром, Абу Я'ля, Ибн Аль Бухари, Ибн Хиббаном и многими другими. Аллама Аль Хайсами сказал, что
рассказчики заслуживают доверия (достоверны). Аллама Ибн аль Каим сказал: «Хадис — хороший, и можно было бы его
также назвать достоверным»)
Более того, мы обнаружили следующие 2 хадиса, которые, несмотря на мнения некоторых
ученых об их слабости, были признаны многими в качестве достоверных. (И снова мы разъясняем цепочки рассказчиков
на арабском).
قال أحمد بن حنبل في مسنده - (ج 5 / ص 322 رقم 22803)
22803 - حدثنا عبد الله حدثني أبي ثنا عبد الوهاب بن عطاء أنا الحسن بن ذكوان عن عبد الواحد بن قيس عن
عبادة بن الصامت عن النبي صلى الله عليه و سلم أنه قال : الأبدال في هذه الأمة ثلاثون مثل إبراهيم خليل الرحمن عز و جل كلما مات رجل أبدل الله تبارك وتعالى مكانه رجلا قال أبي رحمه
الله فيه يعني حديث عبد الوهاب كلام غير هذا وهو منكر يعني حديث الحسن بن ذكوان (وأخرجه الهيثم بن كليب في مسنده ، والخلال في «كرامات الأولياء» ، و الحكيم الترمذي في «نوادر
الأصول» (1/248) ، وأبو نعيم في «أخبار أصبهان» (1/180) والخطيب في «تالي تلخيص المتشابه» (1/248) ، وابن عساكر (1/292) جميعا من طريق الحسن بن ذكوان به .و
قال علي القاري في «الأسرار المرفوعة في الأخبار الموضوعة» (ج 1 / ص 78) قال العسقلاني «لا أصل له» وقال السخاوي بعد إيراد أحاديث بمعناه وكل هذا باطل وسبق الحكم بذلك الذ
هبي وابن تيمية وغيرهما ذكره ابن الديبع و آفته عبد الواحد بن قيس قال ابن المديني عن يحيى بن سعيد كان شبه لا شئ كان الحسن بن ذكوان يحدث عنه بعجائب وقال الكناني عن أبي حاتم
يكتب حديثه وليس بالقوي وقال صالح بن محمد البغدادي روى عن أبي هريرة ولم يسمع منه وأظنه مدنيا سكن الشام وقال في موضع آخر ليس بالقوي وقال ابن حبان يتفرد بالمناكير عن
المشاهير وقال أبو أحمد الحاكم منكر الحديث وذكره أبو بكر البرقاني فيمن وافق عليه الدارقطني من المتروكين ]تهذيب التهذيب - (ج 6 / ص 389)[
هذا،و لكن أخرجه الطبراني في «الأوسط» (ج 4 / ص 247) و قال «قال (يعني سعيد بن ابي مريم) وسمعت قتادة
يقول لسنا نشك أن الحسن منهم لم يرو هذا الحديث عن قتادة إلا سعيد ولا عن سعيد إلا عبد الوهاب تفرد به إسحاق» قال الهيثمي في «مجمع الزوائد» (ج 10 / ص 46) :« رجاله رجال
الصحيح غير عبد الواحد بن قيس ، وقد وثقه العجلى وأبو زرعة ، وضعفه غيرهما» ، قال الزركشى : «حديث حسن» ، كما فى «الموضوعات الكبرى» للقارى (ص 48 ، رقم 146) . و قال
العجلوني في «كشف الخفاء» - (ج 1 / ص 25) «قال ابن كثير وهو كما قال ، ووثق البخاري الحسن المذكور ، وضعفه الأكثرون ، حتى قال أحمد أحاديثه أباطيل ، ثم قال فيها أيضا ولا
يخفى ما فيه من التحامل ، فإن رجال الحديث مختلف فيهم ، فهو حسن على رأي جماعة من الأئمة ، وقال الزركشي أيضا هو حسن ، وقال في التمييز تبعا للأصل له طرق عن أنس مرفوعا
بألفاظ مختلفة وكلها ضعيفة انتهى . وأقول لكنه يتقوى بتعدد طرقه الكثيرة »
قال السيوطي في «الجامع الكبير» (ج 1 / ص 114)«(رواه) أحمد ، والحكيم ، والخلال فى كرامات الأولياء عن عبادة بن الصامت وسنده حسن» و قال نوح بن مصطفي في القول الدال
(87) «و جزم - أي السيوطي- في النكت البديعات بصحة سند هذا الحديث.»
أما عبد الواحد بن القيس المذكور فروي له مسلم قال عثمان الدارمي عن يحيى بن معين ثقة وقال العجلي شامي تابعي ثقة وذكره أبو زرعة الدمشقي في نفر ثقات ]تهذيب
التهذيب - (ج 6 / ص 389)[
Убада бин Ас Самит (радиаллаху анху) приводит слова Пророка (салляллаху алейхи уа
саллям): «Абдали этой уммы — тридцать человек, чьи сердца подобны Ибрахиму (алейхиссалям). Каждый раз, когда один
из них умирает, Всевышний Аллах заменяет его другим». (Приведено имамом Ахмадом, Хайсамом бин Куляйб, Хилялем,
Хакимом Ат Тирмизи, Абу Нуаймом, Хатыбом, Ибн Асакиром, Ат Табрани и другими. Аллама Заркаши сказал, что цепочка
является хорошей.)
قال الإمام أحمد بن حنبل في مسنده - (ج 1 / ص 112)
896 - حدثنا عبد الله حدثني أبي ثنا أبو المغيرة ثنا صفوان حدثني شريح يعنى بن عبيد قال ذكر أهل الشام عند
علي بن أبي طالب رضي الله عنه وهو بالعراق فقالوا العنهم يا أمير المؤمنين قال لا إني سمعت رسول الله صلى الله عليه و سلم يقول : الأبدال يكونون بالشام وهم أربعون رجلا كلما مات
رجل أبدل الله مكانه رجلا يسقى بهم الغيث وينتصر بهم على الأعداء ويصرف عن أهل الشام بهم العذاب (و رواه أحمد بن حنبل ايضا في «فضائل الصحابة »(ج 2 / ص 906) و أخرج عبد
الرزاق في مصنفه (ج 11 / ص 249) أثرا بمعناه من طريق معمر عن الزهري عن عبد الله بن صفوان موقوفا عن علي بلفظ لا تسب أهل الشام جما غفيرا فإن بها الأبدال فإن بها الأبدال فإن
بها الأبدال و كذا أخرجه الضياء المقدسي في «المختارة» (ج 1 / ص 272) و قال أبو المغيرة عبد القدوس بن الحجاج الخولاني شيخ البخاري وصفوان هو ابن عمرو بن هرم السكسكي من
رجال الصحيح قال السيوطي في «جامع الأحاديث» (ج 10 / ص 489) (رواه أحمد عن على وسنده صحيح) و قال الهيثمي في «مجمع الزوائد» (ج 10 / ص 45) رواه أحمد ورجاله رجال
الصحيح غير شريح بن عبيد وهو ثقة وقد سمع من المقداد وهو أقدم من علي) و قال أحمد بن أبي بكر بن إسماعيل البوصيري رواه إسحاق ، ورواته ثقات . «إتحاف الخيرة المهرة» (ج 7 /
ص 356)
Али (радиаллаху анху) передал слова Пророка (салляллаху алейхи уа саллям): «Абдали будут в Сирии. Их
40 человек. Каждый раз, когда один из них умирает, Аллах заменяет его другим. Посредством них ниспосылается дождь
и вы побеждаете ваших врагов. И также из-за них наказание отводится от жителей Сирии». (Приводится имамом Ахмадом
в «Муснад» и «Фазаиль ас Сахаба», алламой Абдурраззаком, алламой Зией аль Макдаси и другими. Аллама Суюти, Бусайри
и другие говорили, что цепочка достоверна).
Аллама Мунави (да будет доволен им Всевышний
Аллах) развеял ошибочное представление, которое могло бы сложиться от приведенного хадиса. Он говорит:
(تنبيه) في خبر لأبي نعيم في الحلية بدل قوله هنا بهم تقوم الأرض إلخ بهم يحيى ويميت ويمطر وينبت ويدفع البلاء قال : وقيل لابن مسعود راوي الخبر : كيف بهم يحيي
ويميت ويمطر قال : لأنهم يسألون الله عز وجل إكثار الأمم فيكثرون ويدعون على الجبابرة فيقصمون ويستسقون فيسقون ويسألون فتنبت لهم الأرض ويدعون فيدفع بهم أنواع البلاء «فيض
القدير» (ج 3 / ص 218)
«Значением слов «...Посредством них ниспосылается дождь и вы побеждаете ваших врагов. И также из-за
них наказание отводится от жителей Сирии» является то, что эти события происходят из-за их дуа (Тот же, кто
действительно делает это, - это Всевышний Аллах).
قال الطبراني في «المعجم الكبير» - (ج 18 / ص 65)
حدثنا أبو زرعة عبد الرحمن بن عمرو الدمشقي ثنا محمد بن المبارك الصوري
ثنا عمرو بن واقد عن يزيد بن أبي مالك عن شهر بن حوشب قال : لما فتحت مصر سبوا أهل الشام فأخرج عوف بن مالك رأسه من ترس ثم قال : يا أهل مصر أنا عوف بن مالك لا تسبوا أهل
الشام فإني سمعت رسول الله صلى الله عليه و سلم يقول : ( فيهم الأبدال وبهم تنصرون وبهم ترزقون (قال الهيثمي في مجمع الزوائد - (ج 10 / ص 47) رواه الطبراني وفيه عمرو بن واقد
وقد ضعفه جمهور الأئمة ووثقه محمد بن المبارك الصوري وشهر اختلفوا فيه وبقية رجاله ثقات قلت حسن الترمذي احاديث كثيرة لشهر و حسن السيوطي هذا الخبر في الجامع الصغير و لم
يعارضه المناوي في التيسير (ج 1 / ص 856) و كذا قال نوح بن مصطفي (88) قال السيوطي في النكت البديعات: سنده حسن
Ауф бин Малик
(р.а.) обратился к жителям Египта: «О, жители Египта, я – Ауф бин Малик, не проклинайте жителей Сирии, ведь
поистине я слышал, как Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Среди них — абдали, посредством которых вам
оказывается помощь и (вам также) дается пропитание (благодаря их молитвам)». (Приведено Ат Табрани и оценено Суюти
и другими как хороший хадис).
Также на этот счет существуют многочисленные высказывания сахабов. Поскольку нельзя
представить, чтобы эта тема была выдумана человеческим умом, ученые по хадисам оценивают данные высказывания
сахабов на том же уровне, что и марфу (высказывания Пророка, салляллаху алейхи уа саллям). В своем труде имам
Суюти приводит высказывания следующих сахабов (многие из данных высказываний также можно найти в «Аль Кауль ад
даль аля хаят аль хизр уа вуджуд аль абдаль» алламы Нуха бин Мустафа):
1) Умар бин Хаттаб (радиаллаху анху),
2) Али (радиаллаху анху),
3) Анас (радиаллаху анху),
4)
Хузайфа (радиаллаху анху),
5) Убада бин Ас Самит (радиаллаху
анху),
6) Ибн Аббас (радиаллаху анху),
7) Ибн Умар (радиаллаху анху),
8) Ибн Масуд (радиаллаху анху),
9)
Ауф бин Малик (радиаллаху анху),
10) Му'аз бин Джабаль
(радиаллаху анху),
11) Василя бин Аль Акса (радиаллаху анху),
12) Абу Саид Аль Худри (радиаллаху анху),
13) Абу Хурайра (радиаллаху анху),
14) Абу Ад Дарда (радиаллаху анху),
15) Ум Саляма (радиаллаху анху).
Так, говорится, что следующее
высказывание Али (радиаллаху анху) было передано по наиболее достоверной цепочке. Ибн Салях (да будет доволен им
Аллах) сказал, что у этого высказывания самая сильная цепочка рассказчиков. Имам Сахави (да будет доволен им
Аллах) сказал, что это лучшее из того, что было передано (по этому вопросу). Некоторые также говорили о нем как о
хадисе Пророка (салляллаху алейхи уа саллям).
قال الحاكم في مستدركه على الصحيحين (ج 4 / ص 596)
8658 - أخبرني أحمد بن محمد بن سلمة العنزي ثنا عثمان بن سعيد الدارمي
ثنا سعيد بن أبي مريم أنبأ نافع بن يزيد حدثني عياش بن عباس أن الحارث بن يزيد حدثه أنه سمع عبد الله بن زرير الغافقي يقول : سمعت علي بن أبي طالب رضي الله عنه يقول : ستكون
فتنة يحصل الناس منها كما يحصل الذهب في المعدن فلا تسبوا أهل الشام و سبوا ظلمتهم فإن فيهم الأبدال و سيرسل الله إليهم سيبا من السماء فيغرقهم حتى لو قاتلتهم الثعالب غلبتهم ثم يبعث
الله عند ذلك رجلا من عترة الرسول الله صلى الله عليه و سلم في اثني عشر ألفا إن قلوا و خمسة عشر ألفا إن كثروا إمارتهم أو علامتهم أمت أمت على ثلاث رايات يقاتلهم أهل سبع رايات
ليس من صاحب راية إلا و هو يطمع بالملك فيقتتلون و يهزمون ثم يظهر الهاشمي فيرد الله إلى الناس إلفتهم و نعمتهم فيكونون على ذلك حتى يخرج الدجال( رواه الحاكم و قال «هذا حديث
صحيح الإسناد و لم يخرجاه »، و علق الذهبي في التلخيص : «صحيح» ، قال علي القاري في «الأسرار المرفوعة في الأخبار الموضوعة » (ج 1 / ص 77) وعن ابن الصلاح «أقوى ما
روينا في الأبدال قول علىٍ أنه بالشام يكون الأبدال» ، و أخرج الطبراني هذا الحديث في «المعجم الأوسط » (ج 4 / ص 176) من طريق زيد بن ابي الزرقاء قال ثنا ابن لهيعة قال نا عياش
بن عباس القتباني عن عبد الله بن زرير الغافقي عن علي بن أبي طالب عن رسول الله صلى الله عليه و سلم و قال في آخره لم يرو هذا الحديث عن ابن لهيعة إلا زيد بن أبي الزرقاء ، قال ابن
عساكر (1/331) «هذا وهم من الطبراني بل رواه الوليد بن مسلم أيضا عن ابن لهيعة» ثم رواه ابن عساكر بسنده إلي الوليد قال ثنا ابن لهيعة به و قال الهيثمي في «مجمع الزوائد» - (ج
7 / ص 616 دار الفكر) «رواه الطبراني في «الأوسط» وفيه ابن لهيعة وهو لين وبقية رجاله ثقات» و كذا أخرجه نعيم بن حماد في الفتن
Али (радиаллаху анху) сказал:
«Последуют бедствия... Так не проклинайте же жителей Дамаска, а лучше высказывайтесь против притеснений с их
стороны, ведь, поистине, среди них — абдали...» (Приведено Хакимом, который оценил высказывание как достоверное.
Захаби согласился с достоверностью высказывания)
Кроме того, есть большое количество хадисов
«более низкого качества», в которых также говорится об абдалях. Из-за их большого количества, они могли бы быть
процитированы для доказательства существования абдалей. Великий ученый, аллама Мунави (да будет доволен им Аллах)
утверждал:
قال المناوي في «الفيض» [3/170] «وهذه الأخبار وإن فرض ضعفها جميعها لكن لا ينكر تقوى الحديث الضعيف بكثرة طرقه وتعدد مخرجيه إلا
جاهل بالصناعة الحديثية أو معاندة متعصب»
«Эти хадисы таковы, что даже если вы предположите, что все они — слабые; только человек,
невежественный в науке хадисов, или же упрямый фанатик будет отрицать, что слабые хадисы усиливаются вследствие
большого количества цепочек или большого количества людей, их передавших».
После приведения данного высказывания
перейдем к перечислению хадисов, на которые аллама Ас Сахави ссылался в своем знаменитом труде «Аль Макасид аль
хасанах» (стр. 8-10):
المقاصد الحسنة للسخاوي - (ج 1 / ص 9/8)
حديث ( الأبدال ) له طرق عن أنس رضي الله عنه مرفوعا بألفاظ مختلفة كلها ضعيفة
منها للخلال في «كرامات الأولياء» بلفظ ( الأبدال أربعون رجلا وأربعون
امرأة كلما مات رجل أبدل الله رجلا مكانه وإذا ماتت امرأة أبدل الله مكانها امرأة )
ومنها للطبراني في «الأوسط» بلفظ ( لن تخلو الأرض من أربعين رجلا مثل خليل الرحمن عليه السلام فبهم يسقون وبهم ينصرون ما مات منهم أحدا إلا أبدل الله مكانه
آخر
ومنها لابن عدي في كامله بلفظ ( البدلاء أربعون اثنان وعشرون بالشام
وثمانية عشر بالعراق كلما مات منهم واحدا بدل الله مكانه آخر فإذا جاء الأمر قبضوا كلهم فعند ذلك تقوم الساعة )
وكذا يروى كما عند أحمد في «المسند» والخلال وغيرهما عن عبادة بن الصامت رضي الله عنه مرفوعا ( لا يزال في هذه الأمة ثلاثون مثل إبراهيم
خليل الرحمن كلما مات واحد أبدل الله عز وجل مكانه رجلا )
وفي لفظ
للطبراني في «الكبير» ( بهم تقوم الأرض وبهم يمطرون وبهم ينصرون )
ولأبي نعيم في «الحلية» عن ابن عمر رفعه ( خيار أمتي في كل قرن خمسمائة والابدال أربعون فلا الخمسمائة ينقصون ولا الأربعون كلما مات رجل أبدل الله مكانه آخر ) قالوا يا رسول الله
دلنا على أعمالهم قال ( يعفون عمن ظلمهم ويحسنون إلى من أساء إليهم ويتواصلون فيما أتاهم الله عز وجل )
وفي لفظ للخلال ( لا يزال أربعون رجلا يحفظ الله بهم الأرض كلما مات رجل أبدل الله مكانه آخر وهم في الأرض كلها )
وفي «الحلية» أيضا عن ابن مسعود رضي الله عنه رفعه ( لا يزال أربعون
رجلا من أمتي قلوبهم على قلب إبراهيم يدفع الله بهم عن أهل الأرض يقال لهم الابدال إنهم لم يدركوها بصلاة ولا بصوم ولا بصدقة ) قالوا فبم أدركوها يا رسول الله قال ( بالسخاء والنصيحة
للمسلمين )
والجملة الأخيرة تروى كما للطبراني في «الأجواد» وغيره كأبي
بكر ابن لال في «مكارم الأخلاق» عن أنس رضي الله عنه رفعه بلفظ ( إن بدلاء أمتي لم يدخلوا الجنة بصلاة ولا صيام ولكن دخلوها بسخاء الأنفس وسلامة الصدور والنصح للمسلمين )
وللخرائطي في «المكارم» من حديث أبي سعيد نحوه
«Хадис об абдалях: «У него имеются различные пути передачи от Анаса (р.а.) от Пророка (салляллаху
алейхи уа саллям) с различными формулировками, каждая из которых является даиф. Среди них:
а) Хадис, приведенный Аль Халялем в «Карамат аль-Аулия»:
«Абдалей 40 мужчин и 40 женщин. Каждый раз, когда умирает мужчина, Аллах заменяет его другим мужчиной, и каждый
раз, когда умирает женщина, Аллах заменяет ее другой женщиной».
б) Хадис, приведенный Ат Табарани в «Аль Аусат» со следующей формулировкой: «На земле всегда будут 40
человек, которые подобны халилю Милостивого (Ибрахиму), алейхиссалям, и посредством них людям будет дано пить (или
дождь будет ниспосылаться), и посредством них людям будет оказываться помощь. Как только один из них умирает,
Аллах (немедленно) заменяет его другим (занимающим его место)».
в) Хадис, приведенный Ибн Ади в «Камиль»: «Абдалей сорок: двадцать два из Шама и восемнадцать из
Ирака. Каждый раз, когда один из них умирает, Аллах ставит другого на его место. И когда придет Веление, все они
будут взяты (кубиду) и в это время настанет Час (Киямат)».
г)
Также приведено Ахмадом, Аль Халлялем и другими от Убады бин Самит (р.а.) от Пророка (салляллаху алейхи уа
саллям): «В этой умме всегда будет 30 человек, подобных Ибрахиму, другу Милостивого. Каждый раз, когда один из них
умирает, Аллах заменяет его другим».
д) В «Кабир» Ат Табарани
приводится следующая формулировка: «...и посредством них сохранится земля, и посредством них будут идти дожди, и
посредством них им (мусульманам) будет оказываться помощь».
е) Хадис Абу Ну'айма в «Аль-Хиля» от Ибн Умара от Пророка (салляллаху алейхи уа саллям): «Избранными моего народа
являются 500 в каждом поколении, а абдалей сорок. Ни эти пятьсот, ни эти сорок не уменьшатся: каждый раз, когда
один из них умирает, Аллах ставит другого на его место». Сподвижники попросили: «Пожалуйста, расскажи нам об их
действиях». Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) ответил: «Они прощают тех, кто притесняет их, и они проявляют
доброту к тем, кто плохо обращается с ними...»
ж) У Аль
Халляля приводятся следующая формулировка: «Постоянно будет существовать 40 человек, из-за которых Аллах сохраняет
землю. Каждый раз, когда один из них умирает, Аллах заменяет его другим».
з) Также есть хадис в «Аль Хиля», переданный Ибн Мас'удом (р.а.): «Всегда будет 40
человек из моей уммы, чьи сердца подобны сердцу Ибрахима. Аллах отвратит (зло от) людей земли посредством них, они
будут зваться абдалями. Поистине, они не достигли этого (статуса абдаля) посредством (большого количества) молитв
или поста, или раздачи милостыни». Сахабы спросили: «Так как же они достигли этого, о, Посланник Аллаха?» Пророк
(салляллаху алейхи уа саллям): «Посредством великодушия и советов мусульманам».
и) Хадис, приведенный Ат Табарани в «Аль Аджвад» и другими (например, Ибн Лялем в
«Макарим аль ахляк») от Анаса (р.а.) от Посланника (салляллаху алейхи уа саллям): «Поистине, абдали этой уммы не
войдут рай из-за (большого количества) молитв и поста, но они войдут благодаря великодушию, чистым сердцам и
советам мусульманам».
к) Аль Хара'ити приводит схожий хадис
со слов Абу Са'ида (р.а.) в «Аль Макарим».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лучше всего подвести итог данному обсуждению краткой сводкой, подготовленной имамом Суюти
(да будет доволен им Всевышний Аллах). Имам Суюти писал:
خبر الأبدال صحيح فضلا عما دون ذلك وإن شئت قلت
متواتر وقد أفردته بتأليف استوعبت فيه طرق الأحاديث الواردة في ذلك و الحاصل أنه ورد من حديث عمر رضي الله عنه أخرجه ابن عساكر من طريقين وعلى أخرجه أحمد والطبراني
والحاكم وغيرهم من طرق أكثر من عشرة بعضها على شرط الصحيح وأنس وله ست طرق منها طريق في معجم الطبراني الأوسط حسنه الهيثمي في مجمع الزوائد وعبادة ابن الصامت
أخرجه أحمد بسند صحيح وابن عباس أخرجه أحمد في الزهد بسند صحيح وابن عمر وله ثلاث طرق في المعجم الكبير للطبراني وكراميات الأولياء للخلال والحلية لأبي نعيم وابن مسعود وله
طريقان في المعجم الكبير والحلية وعوف بن مالك أخرجه الطبراني بسند حسن ومعاذ بن جبل أخرجه الديلمي وأبي سعيد الخدري أخرجه البيهقي في الشعب وأبي هريرة وله طريق آخر غير
التي أوردها ابن الجوزي أخرجها الخلال في كرامات الأولياء وأم سلمة أخرجه أحمد وأبو داود في سننه والحاكم والبيهقي وغيرهم ومن مرسل الحسن أخرجه ابن أبي الدنيا في السخاء
والبيهقي في الشعب ومن مرسل عطاء أخرجه أبو داود في مراسيله ومن مرسل بكر بن حنيش أخرجه ابن أبي الدنيا في كتاب الأولياء ومن مرسل شهر بن حوشب أخرجه ابن جرير في تفسيره
وأما الآثار عن الحسن البصري وقتادة وخالد بن معدان وأبي الزاهرية وابن شوذب وعطاء وغيرهم من التابعين فمن بعدهم فكثيرة جدا ومثل ذلك بالغ حد التواتر المعنوي لا محالة بحيث يقطع
بصحة وجود الأبدال ضرورة انتهى (النكت البديعات 280-282 دار مكة المكرمة)
«Хадис об абдалях достоверен, не говоря уже о
том, что меньше этого. Если хотите, можете даже назвать его мутаватир-хадисом. Этой теме мною был посвящен целый
трактат, в котором я описал различные цепочки рассказчиков, относящиеся к данной теме. Его передали:
1) Ибн Умар (радиаллаху анху), как приводилось Ибн Асакиром
через две цепочки,
2) Али (радиаллаху анху), как приводилось
Ахмадом, Ат Табрани, Аль Хакимом и т.д. более, чем по 10 цепочкам, некоторые из которых (удовлетворяют) условиям
«Сахиха» (Аль Бухари),
3) Анас (радиаллаху анху); передано
посредством 6 цепочек, среди которых есть цепочка, приведенная Ат Табрани в «Аль Муджам аль Аусат», которую аллама
Аль Хайсами расценил как хорошую в «Маджма аз заваид»,
4)
Убада бин ас Самит (радиаллаху анху), как приводилось имамом Ахмадом с достоверной цепочкой,
5) Ибн Аббас (радиаллаху анху); приводится с достоверной
цепочкой в «Аз Зухдвис» имама Ахмада,
6) Ибн Умар (радиаллаху
анху); приводится через три различные цепочки в «Аль Муджам аль кабир», «Карамат аль Аулия» Халляля и Абу Нуайма,
7) Ибн Масуд (радиаллаху анху): приводится через две цепочки,
(одна из которых содержится в) «Аль Муджам аль Кабир», а (другая -) в «Аль Хуля»,
8) Ауф бин Малик, как приведено у Ат Табрани с хорошей цепочкой,
9) Муаз бин Джабаль: приведено имамом Дайлями,
10) Абу Саид Аль Кудри: приведено имамом Байхаки в «Аш
Шу'аб»,
11) Абу Хурайра: передано по цепочке, отличной от
той, что приводится Ибн Аль Джаузи; (данная цепочка) передана Аль Халлялем в «Карамат аль Аулия»,
12) Умм Саляма: цепочка приведена Ахмадом, Абу Даудом, Аль
Хакимом, Аль Байхаки и др.
Из мурсаль (-хадисов, имеются повествования от следующих табиинов) (Прим. Большинство
ученых принимают мурсаль-хадисы, хотя имам Шафии выдвигает для них несколько условий):
1) Хасан: приведено Ибн Аби ад Дунъя в «Саха» и Аль-Байхаки в «Аш Шуаб»,
2) Ата: приведено Абу Даудом в «Марасиль»,
3) Бакр бин Хунайш: приведено Ибн Аби ад Дунъя в «Аль Аулия»,
4) Шахр бин Хаухаб: приведено Ибн Джариром в его тафсире.
Что
касается асаров, записаны сообщения от:
1) Хасана Басри,
2) Катады,
3) Халида бин Мадан,
4) Аби аз Захирия,
5) Ибн Шаузаба,
6) Ата.
Существует большое количество других повествований, переданных от намного большего количества
табиинов и пришедших после них ученых. Несомненно, что подобное этому достигло уровня таватур ма'анави. В силу
необходимости, человек должен быть твердо убежден в существовании абдалей. («Ан Нукат аль бади'ат», 280-282)
А Аллах
знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Исмаил Муса
Проверено и одобрено: муфтием
Ибрагимом Десаи
Остались неясности? Вы можете уточнить ответ у Алима
