Как понимать хадис о том, что ислам пришел чуждым и вернется чуждым?
Вопрос: Есть хадис о том, что ислам пришел чуждым и вернется чуждым. Как это понимать? Кто такие чужаки, о которых говорится в хадисе? (Дания)
Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
В своем письме вы задали два вопроса:
1) об общем смысле хадиса;
2) о значении слова «чужаки» в данном повествовании.
Ответим по порядку:
1) Хадис, о котором вы говорите, имеет следующий вид:
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ислам пришел чуждым и вернется чуждым, как в начале. Обрадуйте же чужаков!»
Повествование достоверно и передавалось с незначительными различиями в словах от Абдуллы ибн Масуда, Абу Хурейры и Ибн Умара (да будет доволен ими Аллах). Об этом сообщается в сборниках «Сахих» Муслима (№ 262)[1], «Сунан» Тирмизи (№ 2629) и «Муснад» имама Ахмада (№ 3814; № 9114)[2].
Сообщение, приводимое в сборнике «Сахих» Муслима со слов Ибн Умара (да будет доволен им Аллах)[3], включает следующие слова:
Ислам укроется между двумя мечетями подобно тому, как змейка уползает в свою нору.
А сообщение, приводимое в сборнике «Сахих» Муслима со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах)[4], содержит следующее:
Воистину, вера укроется в Медине подобно тому, как змейка уползает в свою нору.
а. Шейх Шаббир Ахмад Усмани (милость ему Аллаха) в своем комментарии «Фатх-уль-Мульхым» к сборнику «Сахих» Муслима (1:115) пояснял:
Данное повествование относится к тому времени, когда появится Даджаль (Антихрист)… Ислам будет защищен от испытания Даджалем в двух священных мечетях («Аль-Харам» в почтенной Мекке и Мечети Пророка в лучезарной Медине).
Шейх Али ибн Султан Мухаммад Кари (милость ему Аллаха) в комментарии «Миркат-уль-мафатих» к сборнику «Мишкат-уль-масабих»[5] объяснял это следующим образом:
Верующие сбегут в Медину, чтобы защитить свою веру посредством этого города.
б. Шейх Ибн Хаджар Аскалани[6], как и судья Ияд и имам Навави[7] (милость им Аллаха), говорил:
Змея выходит из норы для поиска пропитания. Когда она напугана, она возвращается в нору. Мы видим, что вера распространилась из Медины, и у каждого верующего есть желание или потребность возвратиться в Медину из-за любви к пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха). Это относится ко всем эпохам:
– в эпоху Пророка люди стремились в Медину, желая научиться у него религии;
– в эру сподвижников и их последователей люди хотели получить их наставления;
– а в более поздние времена люди стремятся навестить могилу Пророка (мир ему и благословение Аллаха), исполнить намаз в его мечети и получить благо от лицезрения последствий дел Пророка и его сподвижников.
в. Судья Ияд[8] (милость ему Аллаха) говорил:
...Ислам начал свое распространение с небольшого количества людей и постепенно разрастался. Но настанет время, когда он снова сократится – настолько, что опять сохранится лишь в небольшом количестве людей, как и в начале.
2) Разъяснение слова «чужаки» можно найти в других хадисах. Так, в сообщениях, приводимых в сборниках «Сунан» Ибн Маджи (№ 3980) и «Муснад» имама Ахмада (№ 3814), говорится:
– Кто такие чужаки? – спросили Пророка (мир ему), на что он ответил:
– Те, кто полностью отходят от своих народов.
Имам Харави[9] (милость ему Аллаха) пояснял:
Имеются в виду переселенцы, оставляющие родные города ради Всевышнего Аллаха.
Имам Ахмад (милость ему Аллаха) в сборнике «Муснад» (№ 6692, № 7125) приводил со слов Абдуллы ибн Амра Аса (да будет доволен им Аллах) следующее сообщение:
Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал в нашем присутствии:
– Благословенны чужаки.
– Кто такие чужаки, о Пророк? – спросили его.
– Это праведники среди многих порочных людей: у них противников больше, чем сторонников.
В сборнике «Сунан» (№ 2630) имам Тирмизи (милость ему Аллаха) приводит заслуживающее доверия повествование:
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Религия укроется в Хиджазе (районе Мекки и Медины), как змейка укрывается в своей норе. Религия взберется на Хиджаз, как горный козлик взбирается на вершину горы. Религия пришла чуждой и станет чуждой вновь, как и в начале. Потому благословенны чужаки, которые хранят то, что люди исказили в моей Сунне».
По мере отдаления от эры пророка Мухаммада и его сподвижников зло будет расти, а праведность убывать. «Чужаками» в хадисе называют тех праведных людей, которые отходят от роскоши, сопротивляются помехам, которые строит общество на их пути к исламу, придерживаются учений Аллаха и Его Посланника (мир ему) и оживляют Сунну, хотя живут там, где царствует порок, где заброшены и чужды учения ислама, где очень мало людей, которые соглашаются с ними, помогают им и возрождают ислам.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Ханиф Юнус Патель
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Источник: Daruliftaa.net
Перевел: Timur (28460)
Примечания:
[1] Навави. Комментарий к сборнику «Сахих» Муслима. – Изд. Дар ибн Раджаб. – Том 1, стр. 453–454; Шаббир Ахмад Усмани. Фатх-уль-Мульхым: комментарий к сборнику «Сахих» Муслима. – Дамаск: изд. Дар-уль-калям. – Том 1, стр. 115 (глава о вере).
[2] Также в: Али Кари. Миркат-уль-мафатих: комментарий к сборнику «Мишкат-уль-масабих». – Бейрут: изд. Дар-уль-фикр. – Том 1, стр. 243.
[3] Навави. Комментарий к сборнику «Сахих» Муслима. – Том 1, стр. 454; Шаббир Ахмад Усмани. Фатх-уль-Мульхым: комментарий к сборнику «Сахих» Муслима. – Том 1, стр. 115.
[4] Навави. Комментарий к сборнику «Сахих» Муслима. – Том 1, стр. 454; Шаббир Ахмад Усмани. Фатх-уль-Мульхым: комментарий к сборнику «Сахих» Муслима. – Том 1, стр. 116.
[5] Али Кари. Миркат-уль-мафатих: комментарий к сборнику «Мишкат-уль-масабих». – Бейрут: изд. Дар-уль-фикр. – Том 1, стр. 243.
[6] Аскалани. Фатх-уль-Бари: комментарий к сборнику «Сахих» Бухари (Шаббир Ахмад Усмани. Фатх-уль-Мульхым: комментарий к сборнику «Сахих» Муслима. – Том 1, стр. 116).
[7] Навави. Комментарий к сборнику «Сахих» Муслима. – Том 1, стр. 455.
[8] Шаббир Ахмад Усмани. Фатх-уль-Мульхым: комментарий к сборнику «Сахих» Муслима. – Том 1, стр. 115; Навави. Комментарий к сборнику «Сахих» Муслима. – Том 1, стр. 455.
[9] Шаббир Ахмад Усмани. Фатх-уль-Мульхым: комментарий к сборнику «Сахих» Муслима. – Том 1, стр. 115; Навави. Комментарий к сборнику «Сахих» Муслима. – Том 1, стр. 455.
Словарь
Статьи
Биографии
Он был родом из племени бану Хузайль, являясь верным союзником племени бану Захра. Будучи мальчиком, он бродил вдали от людей по тропинкам мекканских гор и пас стада вождя курайшитов... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →