Как понимать хадис о том, что ислам пришел чуждым и вернется чуждым?
Вопрос: Есть хадис о том, что ислам пришел чуждым и вернется чуждым. Как это понимать? Кто такие чужаки, о которых говорится в хадисе? (Дания)
Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
В своем письме вы задали два вопроса:
1) об общем смысле хадиса;
2) о значении слова «чужаки» в данном повествовании.
Ответим по порядку:
1) Хадис, о котором вы говорите, имеет следующий вид:
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ислам пришел чуждым и вернется чуждым, как в начале. Обрадуйте же чужаков!»
Повествование достоверно и передавалось с незначительными различиями в словах от Абдуллы ибн Масуда, Абу Хурейры и Ибн Умара (да будет доволен ими Аллах). Об этом сообщается в сборниках «Сахих» Муслима (№ 262)[1], «Сунан» Тирмизи (№ 2629) и «Муснад» имама Ахмада (№ 3814; № 9114)[2].
Сообщение, приводимое в сборнике «Сахих» Муслима со слов Ибн Умара (да будет доволен им Аллах)[3], включает следующие слова:
Ислам укроется между двумя мечетями подобно тому, как змейка уползает в свою нору.
А сообщение, приводимое в сборнике «Сахих» Муслима со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах)[4], содержит следующее:
Воистину, вера укроется в Медине подобно тому, как змейка уползает в свою нору.
а. Шейх Шаббир Ахмад Усмани (милость ему Аллаха) в своем комментарии «Фатх-уль-Мульхым» к сборнику «Сахих» Муслима (1:115) пояснял:
Данное повествование относится к тому времени, когда появится Даджаль (Антихрист)… Ислам будет защищен от испытания Даджалем в двух священных мечетях («Аль-Харам» в почтенной Мекке и Мечети Пророка в лучезарной Медине).
Шейх Али ибн Султан Мухаммад Кари (милость ему Аллаха) в комментарии «Миркат-уль-мафатих» к сборнику «Мишкат-уль-масабих»[5] объяснял это следующим образом:
Верующие сбегут в Медину, чтобы защитить свою веру посредством этого города.
б. Шейх Ибн Хаджар Аскалани[6], как и судья Ияд и имам Навави[7] (милость им Аллаха), говорил:
Змея выходит из норы для поиска пропитания. Когда она напугана, она возвращается в нору. Мы видим, что вера распространилась из Медины, и у каждого верующего есть желание или потребность возвратиться в Медину из-за любви к пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха). Это относится ко всем эпохам:
– в эпоху Пророка люди стремились в Медину, желая научиться у него религии;
– в эру сподвижников и их последователей люди хотели получить их наставления;
– а в более поздние времена люди стремятся навестить могилу Пророка (мир ему и благословение Аллаха), исполнить намаз в его мечети и получить благо от лицезрения последствий дел Пророка и его сподвижников.
в. Судья Ияд[8] (милость ему Аллаха) говорил:
...Ислам начал свое распространение с небольшого количества людей и постепенно разрастался. Но настанет время, когда он снова сократится – настолько, что опять сохранится лишь в небольшом количестве людей, как и в начале.
2) Разъяснение слова «чужаки» можно найти в других хадисах. Так, в сообщениях, приводимых в сборниках «Сунан» Ибн Маджи (№ 3980) и «Муснад» имама Ахмада (№ 3814), говорится:
– Кто такие чужаки? – спросили Пророка (мир ему), на что он ответил:
– Те, кто полностью отходят от своих народов.
Имам Харави[9] (милость ему Аллаха) пояснял:
Имеются в виду переселенцы, оставляющие родные города ради Всевышнего Аллаха.
Имам Ахмад (милость ему Аллаха) в сборнике «Муснад» (№ 6692, № 7125) приводил со слов Абдуллы ибн Амра Аса (да будет доволен им Аллах) следующее сообщение:
Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал в нашем присутствии:
– Благословенны чужаки.
– Кто такие чужаки, о Пророк? – спросили его.
– Это праведники среди многих порочных людей: у них противников больше, чем сторонников.
В сборнике «Сунан» (№ 2630) имам Тирмизи (милость ему Аллаха) приводит заслуживающее доверия повествование:
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Религия укроется в Хиджазе (районе Мекки и Медины), как змейка укрывается в своей норе. Религия взберется на Хиджаз, как горный козлик взбирается на вершину горы. Религия пришла чуждой и станет чуждой вновь, как и в начале. Потому благословенны чужаки, которые хранят то, что люди исказили в моей Сунне».
По мере отдаления от эры пророка Мухаммада и его сподвижников зло будет расти, а праведность убывать. «Чужаками» в хадисе называют тех праведных людей, которые отходят от роскоши, сопротивляются помехам, которые строит общество на их пути к исламу, придерживаются учений Аллаха и Его Посланника (мир ему) и оживляют Сунну, хотя живут там, где царствует порок, где заброшены и чужды учения ислама, где очень мало людей, которые соглашаются с ними, помогают им и возрождают ислам.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Ханиф Юнус Патель
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Источник: Daruliftaa.net
Перевел: Timur (28460)
Примечания:
[1] Навави. Комментарий к сборнику «Сахих» Муслима. – Изд. Дар ибн Раджаб. – Том 1, стр. 453–454; Шаббир Ахмад Усмани. Фатх-уль-Мульхым: комментарий к сборнику «Сахих» Муслима. – Дамаск: изд. Дар-уль-калям. – Том 1, стр. 115 (глава о вере).
[2] Также в: Али Кари. Миркат-уль-мафатих: комментарий к сборнику «Мишкат-уль-масабих». – Бейрут: изд. Дар-уль-фикр. – Том 1, стр. 243.
[3] Навави. Комментарий к сборнику «Сахих» Муслима. – Том 1, стр. 454; Шаббир Ахмад Усмани. Фатх-уль-Мульхым: комментарий к сборнику «Сахих» Муслима. – Том 1, стр. 115.
[4] Навави. Комментарий к сборнику «Сахих» Муслима. – Том 1, стр. 454; Шаббир Ахмад Усмани. Фатх-уль-Мульхым: комментарий к сборнику «Сахих» Муслима. – Том 1, стр. 116.
[5] Али Кари. Миркат-уль-мафатих: комментарий к сборнику «Мишкат-уль-масабих». – Бейрут: изд. Дар-уль-фикр. – Том 1, стр. 243.
[6] Аскалани. Фатх-уль-Бари: комментарий к сборнику «Сахих» Бухари (Шаббир Ахмад Усмани. Фатх-уль-Мульхым: комментарий к сборнику «Сахих» Муслима. – Том 1, стр. 116).
[7] Навави. Комментарий к сборнику «Сахих» Муслима. – Том 1, стр. 455.
[8] Шаббир Ахмад Усмани. Фатх-уль-Мульхым: комментарий к сборнику «Сахих» Муслима. – Том 1, стр. 115; Навави. Комментарий к сборнику «Сахих» Муслима. – Том 1, стр. 455.
[9] Шаббир Ахмад Усмани. Фатх-уль-Мульхым: комментарий к сборнику «Сахих» Муслима. – Том 1, стр. 115; Навави. Комментарий к сборнику «Сахих» Муслима. – Том 1, стр. 455.
Словарь
Статьи
Биографии
Мухаммад Хифзуррахман (1901–1962) родился в небольшом городе под названием Сеохара (Биджнор, Уттар-Прадеш, Индия). В отличие от своих братьев, получивших западное о... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →