Можно ли дать взятку, чтобы поехать в хадж?
Вопрос: Ассаламу алейкум, уважаемый алим! У нас в стране берут взятки на запись в хадж от 1000 у.е. до 2000 у.е. Сам билет стоит 3500 у.е. Если мы дадим эту взятку, чтобы записать родителей, то это является грехом? Будет ли хадж принят? Как быть? Можно ли совершить умру вместо большого хаджа? (Душанбе, Таджикистан)
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа
рахматуллахи уа баракатух!
Дача и получение взятки запрещены Исламом. Причина очевидна: взятки способствуют
коррупции и ведут к моральному упадку общества. Именно по этой причине Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) осудил взяточничество, прокляв
взяткодателя и взяткополучателя. Саидуна Абдулла бин Амр говорил:
(Абу Дауд, хадис 3580)
Поэтому дача взятки в каких бы то ни было целях, даже ради получения билета на поездку в хадж для ваших родителей, не разрешена. Если у них нет материальных средств на совершение хаджа законным образом (без взяток), хадж не является для них фардом. Поэтому не нужно прибегать к столь порочному поступку как взяточничество ради совершения столь большого ибадата как хадж.
Но если система столь коррумпирована, что власти не дают возможности людям совершить хадж без взяток, что приводит к тому, что совершенно невозможно совершить хадж без дачи взятки, то в этом случае это будет разрешено, поскольку это разновидность угнетения со стороны властей.
(«Аль-хидоя», том 3, стр.190)
Однако в этом случае не следует явно говорить, что это взятка. Нужно завуалировать это как подарок или как стоимость хаджа. Насколько возможно, избегайте использовать термин «взяточничество» даже в этом случае.
Умра не заменяет хадж. Если взрослый человек, находящийся в здравом уме, располагает достаточными материальными средствами, доступом и возможностью совершить хадж, то совершение хаджа является для него фардом. Сама по себе умра не освобождает его от этой обязанности.
Еще одно правило, имеющее отношение к данной теме, заключается в том, что если у человека достаточно средств для совершения умры, но при этом не хватает средств на хадж, и при этом сезон хаджа не наступил, то ему разрешается поехать в умру, если он пожелает, и это отправление отнюдь не обязательно ведет к тому, что хадж станет обязательным для него.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта
Словарь
Статьи
Биографии
Полное имя имама Муслима (рахматуллахи алейхи) — Абуль-Хуссайн Муслим-бин-Хабадж ан-Нишапури. Он родился в прославленной арабской мусульманской семье в известном хорасанско... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →