Требуется ли женщине старше 45 лет в хадже сопровождение родственника?
Вопрос: Известно, что правительство Саудовской Аравии разрешает совершение хаджа женщинами старше 45 лет без махрама. Как ханафитский мазхаб относится к этому?
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
По ханафитскому и ханбалитскому мазхабам женщине не разрешается путешествовать без махрама даже для фард-хаджа, если расстояние от ее дома до Мекки 78 км или более. (Кувейтская энциклопедия исламского права. – Том 17, стр. 36)
يشترط أن يصحب المرأة في سفر الحج زوجها أو محرم منها، إذا كانت المسافة بينها وبين مكة ثلاثة أيام، وهي مسيرة القصر في السفر، وإلى هذا ذهب الحنفية والحنابلة
Это не зависит от ее возраста: больше или меньше ей 45 лет, все равно без махрама ей нельзя путешествовать с целью хаджа.
Как сообщал Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил женщине совершить поездку на такое расстояние без сопровождения махрама. (Муслим. Сахих. – № 1338)
عن ابن عمر، أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال: لا تسافر المرأة ثلاثا، إلا ومعها ذو محرم
Если у женщины имеются физические и финансовые возможности для совершения хаджа, но у нее нет ни мужа, ни махрам-родственника для сопровождения, на ней не будет греха за откладывание хаджа до момента, когда у нее появится муж или махрам, который бы сопровождал ее в поездке.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Q736
Сноска 1
По шафиитскому и маликитскому мазхабам, если у женщины нет мужа и махрама для ее сопровождения и хадж является для нее фардом из-за наличия у нее финансовых и физических возможностей для его исполнения, она в этом случае может направиться в фард-хадж в группе порядочных мусульманок для исполнения данной обязанности. (Кувейтская энциклопедия исламского права. – Том 17, стр. 36) Следует отметить, что это разрешение по замене махрама группой порядочных мусульманок применимо лишь для фард-хаджа. Оно не распространяется на нафль-хадж, умру, поездки для отдыха.
وتوسع الشافعية والمالكية فسوغوا الاستبدال بالمحرم: ذهب الشافعية إلى أنها إن وجدت نسوة ثقات: اثنتين فأكثر تأمن معهن على نفسها كفى ذلك بدلا عن المحرم أو الزوج بالنسبة لوجوب حجة الإسلام على المرأة. وعندهم " الأصح أنه لا يشترط وجود محرم لإحداهن، لأن الأطماع تنقطع بجماعتهن. فإن وجدت امرأة واحدة ثقة فلا يجب عليها الحج، لكن يجوز لها أن تحج معها حجة الفريضة أو النذر، بل يجوز لها أن تخرج وحدها لأداء الفرض أو النذر إذا أمنت. وزاد المالكية توسعا فقالوا: المرأة إذا لم تجد المحرم أو الزوج ولو بأجرة تسافر لحج الفرض أو النذر مع الرفقة المأمونة، بشرط أن تكون المرأة بنفسها هي مأمونة أيضا. والرفقة المأمونة جماعة مأمونة من النساء، أو الرجال الصالحين. قال الدسوقي: وأكثر ما نقله أصحابنا اشتراط النساء
Словарь
Статьи
Биографии
«За последние пять веков исламской истории еще не было ни одной личности, подобной маулане Кашмири» (Мухаммад Икбаль). Разве найдется тот, кто смог бы объяснить превосходст... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →