Дозволен ли L-цистеин?
Опубликовано: 08 января 2014
Вопрос: Дозволен ли L-цистеин (E920)? (Россия)
Ответ:
Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Определение L-цистеина
Под данным ингредиентом подразумевают L-цистеин или L-цистеина гидрохлорид. L-цистеин представляет собой заменимую аминокислоту, добавляемую в качестве улучшителя в тесто для облегчения его машинной обработки.1
Используется в следующих целях:
а) ускорение замешивания теста;
б) предотвращение усадки коржа пиццы после выравнивания,
в) облегчение работы с тестом.
L-цистеин используют в круассанах, кексах (из человеческих волос – только в «Dunkin Donut’s», дрожжевые кексы не содержат L-цистеин), питах, бейглах, некоторых хрустящих булочках, крекерах и тостах Мельба. L-цистеин находит также применение в детских молочных смесях и БАДах.2
Десять лет назад наиболее распространенным промышленным способом получения L-цистеина являлся гидролиз человеческих волос, поступающих из парикмахерских Китая. В настоящее время около 80% данного ингредиента получают из утиных перьев.
Имеются также, как минимум, две формы синтетического L-цистеина, которые производятся компаниями Ajinomoto и WackerBiochem. Первая из них использует промышленные химикаты и подвергает их биохимическим превращениям с помощью энзимов неживотного происхождения. Второе из этих предприятий производит L-цистеин посредством микробиологической ферментации, разработанной в 2001 году. В качестве питательной среды используется глюкоза. Поскольку обе данные формы достаточно дороги, их обычно не используют.3
Сырьем для получения L-цистеина служат человеческие волосы, птичьи перья, рога, нефтепродукты и синтетические материалы. L-цистеин производится только в Японии, Китае и Германии. Наиболее дешевым сырьем для данного ингредиента являются человеческие волосы.4
Ислам о L-цистеине
1. Если L-цистеин добыт из человеческих волос, запрещается употреблять его и все продукты, его содержащие, поскольку волосы человека высоко ценятся исламом. Употребление L-цистеина подразумевает пренебрежение высоким статусом человеческого тела, а это запрещено исламом.5
2. Если L-цистеин изготовлен из свиной щетины или любой иной свиной части тела, его употребление, равно как и всех продуктов, его содержащих, тоже будет запрещено, поскольку все части свиньи считаются исламом нечистыми, а значит есть их нельзя.6
3. Если L-цистеин изготовлен из щетины (перьев, волос) любого животного, кроме свиньи, тогда употребление L-цистеина и продуктов, его содержащих, дозволено, даже если убой животного не соответствовал исламским нормам, и даже если оно умерло своей смертью. Поскольку перья и т.п. не обладают жизнью, их продажа, употребление и использование являются абсолютно разрешенным действием (за исключением свиных частей), и исламский убой не является обязательным требованием для их использования и употребления.7
4. Если L-цистеин получен синтетическими методами, то дозволено употреблять его и продукты, его содержащие, поскольку при производстве не используются нечистые и запрещенные исламом вещества.
В отношении утверждения в вашем письме о том, что «нельзя употреблять L-цистеин, добытый из животного, недозволенного к употреблению или умерщвленного не по исламским нормам», мы хотели бы обратить ваше внимание на следующие цитаты:
لا نسلم ان كل جزء من اجزاء الميت نجس بل النجس منه ما كان فيه حياة زالت بالموت هذه الاشياء لا
حياة فيهاحتي لا يتالم بقطعها الحيوان
و اخرج الدارقطني عن عبيد الله بن عبد الله بن عباسانما حرم رسول الله صلي الله عليه و سلممن الميتة لحمها فاما الجلد و الشعر و الصوف فلا باس به
الا كل شيئ من الميتة حلال الا ما اكل منها.فاما الجلد و القرون و الشعر و الصوفوالسن و العظم فكله حلال.فتح القدير.85/1.حقانية
فظهر بهذا ان الكلب طاهر العين بمعني طهارة عظمه و شعره و عصبه و ما لا يو كل منه.بحر الرائق.102/1.ايج ايم سعيد
و يستفاد منه ان الشعر طاهر علي القول بنجاسة عينه لما ذكر في السراج الوهاج ان جلد الكلب نجس و شعره طاهر هو المختار.المرجع السابق
و الاصل ان كل ما لا تحله الحياة من اجزاء الهوية محكوم بطهارته بعد موت ما هي جزؤه كالشعر و الريش و المنقار و العظم و الحافر و الظلف و اللبن و البيض الضعيف.البحر الرائق مع الكنز.106/1.ايج ايم سعيد
كل ما لا تحله الحياة من اجزاء الهوية محكوم بطهارته بعد موت ما هي جزؤه كالشعر و الريش و المنقارو العظم و الحافر و الظلف و اللبن و البيض الضعيف.فتح القدير مع الهداية.84/1.الحقانية
الا كل شيئ من الميتة حلال الا ما اكل منها.فاما الجلد و القرون و الشعر و الصوفوالسن و العظم فكله حلال.فتح القدير.85/1.حقانية.
Приведенные цитаты четко говорят о разнице в правовом подходе в отношении шкуры животного и тех частей, в которых нет жизни.
Вывод
Нельзя употреблять L-цистеин и продукты, его содержащие, если он добыт из волос человека.
Можно употреблять L-цистеин и продукты, его содержащие, если он добыт из перьев (волос, щетины) животных (за исключением свиней), даже если их убой не соответствовал исламским нормам, поскольку для использования перьев и других безжизненных частей животного (ما لا تحل فيه الحياة) нет необходимости в исламском убое, а значит они не становятся нечистыми из-за смерти.
Вынесение общего вердикта о полном преобразовании сырья во время выработки L-цистеина может быть неверным. Очень многое зависит от процесса его производства. В некоторых случаях такое преобразование имеет место, а в других случаях – нет.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Исмаил Десаи
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Источник: Askimam.org
1] http://www.naturalnews.com/032718_L-cysteine_commercial_bread.html#ixzz1iyOhONec ,по состоянию на 09.01.2012.
http://www.o-fu-online.net/2011/06/l-cysteine-in-your-food-comes-from-human-hair-and-duck-feathers/ , в тот же день.
2] http://www.albalagh.net/halal/col2.shtml , в тот же день.
3] http://www.o-fu-online.net/2011/06/l-cysteine-in-your-food-comes-from-human-hair-and-duck-feathers/ , в тот же день.
4] http://www.albalagh.net/halal/col2.shtml , в тот же день.
و لنا ان حرمة الانتفاع به والبيع لكرامته.الهداية مع الفتح.85/1.حقانية.[5
و حرمة الانتفاع باجزاء الادمي لكرامته لئلا يتجاسر الناس علي من كرمه الله بابتذال اجزائه.فتح القدير.82/1.حقانية
و اما الخنزير فشعره و عظمه و جميع اجزائه نجسة.البحر مع الكنز.107/1.ايج ايم سعيد.[6
و اما الخنزير فلا تلحقه الذكاة لانه محرم العين بمنزلة الخمر و الدم.احكام القران للتهانوي.115/1.ادارة.
7 لا نسلم ان كل جزء من اجزاء الميت نجس بل النجس منه ما كان فيه حياة زالت بالموت هذه الاشياء لا
حياة فيهاحتي لا يتالم بقطعها الحيوان
و اخرج الدارقطني عن عبيد الله بن عبد الله بن عباسانما حرم رسول الله صلي الله عليه و سلممن الميتة لحمها فاما الجلد و الشعر و الصوف فلا باس به
الا كل شيئ من الميتة حلال الا ما اكل منها.فاما الجلد و القرون و الشعر و الصوفوالسن و العظم فكله حلال.فتح القدير.85/1.حقانية
فظهر بهذا ان الكلب طاهر العين بمعني طهارة عظمه و شعره و عصبه و ما لا يو كل منه.بحر الرائق.102/1.ايج ايم سعيد
و يستفاد منه ان الشعر طاهر علي القول بنجاسة عينه لما ذكر في السراج الوهاج ان جلد الكلب نجس و شعره طاهر هو المختار.المرجع السابق
Остались неясности? Вы можете уточнить ответ у Алима