Дозволено ли питаться в доме людей, заработок которых связан с процентами и изображениями?
Вопрос: Дозволено ли питаться в доме людей, если известно, что их заработок связан с процентами и изображениями? И что делать женщине, если муж выступает против этого запрета? [Более подробное изложение вопроса скрыто по просьбе человека, его задавшего.] (Астана, Казахстан)
Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха!
\
\
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Просмотрите, пожалуйста, фетву «Родные зарабатывают на продаже алкоголя. Можно ли есть в их доме?»: там содержится подробный комментарий в отношении приема пищи в семье, доход которой состоит как из дозволенных, так и из запретных средств.
\ \Если банк в своей официальной отчетности утверждает, что бо́льшая часть его дохода поступает из недозволенных источников (от ростовщических операций), то вашей свекрови нельзя работать в этом учреждении, и ее зарплата носит недозволенный характер. Ей нужно как можно быстрее постараться найти иную работу, которая бы была дозволенной.
\ \Если свекор, работая преподавателем ИЗО, большей частью занимается рисованием и изображением неодушевленных предметов, то его доход дозволен. Если это так, и к тому же его зарплата составляет бо́льшую часть дохода их домохозяйства, или же именно он покупает еду для дома, то вам разрешается кушать в их доме.
\
\
Если же работа вашего свекра подразумевает большей частью рисование, лепку и изображение живых созданий, то его доход не дозволен, поскольку Пророк (мир ему и благословение Аллаха) явно запретил такие действия. (Муслим. Сахих)
\
\
Если и доход свекрови, и доход свекра носят недозволенный характер, и иных источников дохода, превышающих данные, у них нет, то в этом случае кушать вам в их доме нельзя, и ваш муж не должен разрешать детям там есть.
Если доход запретен, то и еда, покупаемая на эти средства, запретна. А Аллах не приемлет запретное. Аллах приемлет только то, что чисто. Как говорил Пророк (мир ему и благословение Аллаха):
\ \أيها الناس، إن الله طيب لا يقبل إلا طيبا، وإن الله أمر المؤمنين بما أمر به المرسلين، فقال: {يا أيها الرسل كلوا من الطيبات واعملوا صالحا، إني بما تعملون عليم} وقال: {يا أيها الذين آمنوا كلوا من طيبات ما رزقناكم} ثم ذكر الرجل يطيل السفر أشعث أغبر، يمد يديه إلى السماء، يا رب، يا رب، ومطعمه حرام، ومشربه حرام، وملبسه حرام، وغذي بالحرام، فأنى يستجاب لذلك؟
\
«Люди! Аллах чист и приемлет лишь чистое. Аллах велел верующим то же, что и пророкам. Поэтому Он сказал: «Посланники! Вкушайте чистые блага и поступайте праведно. Воистину, Мне известны все ваши дела» (Коран, 23:51), – и Аллах сказал: «Уверовавшие! Вкушайте чистые блага, которыми Мы наделили вас» (Коран, 2:172)». Далее Пророк привел пример растрепанного и запылившегося человека, проехавшего немалый путь: «В отчаянной ситуации он поднимает руки к небу, взывая к Аллаху: «Господи! Господи!» – в то время как его еда, питье и одежда запретны. Он вскормлен запретным, как же может тогда его мольба быть принятой?» (Муслим. Сахих. – № 1015, передал Абу Хурейра)
\ \Здесь Пророк ясно дает понять: человек, употребляющий запретное, лишен милости Аллаха настолько, что, даже если он пребывает в столь жалком состоянии, как описано выше, его мольба все равно не будет принята. Это из-за того, что он вскормлен запретным.
\ \Данный хадис обращает наше внимание на важность употребления исключительно дозволенных продуктов. То же самое касается детей. Если отец искренне заботится о благополучии своего ребенка, он никогда не допустит, чтобы тот употребил запретную или даже сомнительную пищу.
\ \Если установлено, что бо́льшая часть дохода у свекра и свекрови носит недозволенный характер, вам нужно продолжать советовать мужу не употреблять пищу, купленную на эти деньги, хотя он по-прежнему может и даже должен навещать своих родителей и брать с собой детей.
\ \Ваш муж, если хочет, может также покупать еду, приносить ее в родительский дом, чтобы вместе там покушать. В этом случае разрешается кушать блюда, купленные на дозволенные средства.
\ \А Аллах знает лучше.
\
\
Уассалам.
\
\
Муфтий Сухайл Тармахомед
\
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
\
Перевел: Timur (Q558)
Словарь
Статьи
Биографии
Абу Хамид ибн Мухаммад ибн Мухаммад ат-Туси аш-Шафии аль-Газали родился в 1058 году н.э. в иранском городе Хорман. Его отец умер, когда он был еще ребенком, но все же ему представилась... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →