Можно ли ханафиту молиться за шафиитом, а шафииту – за ханафитом?
Вопрос:
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух.
Скажите, пожалуйста, если ханафит (муктади) следует за шафиитом (имамом), и у имама-шафиита пошла кровь, то действителен ли намаз у ханафита? И такой же пример: если шафиит следует за имамом-ханафитом, но у имама-ханафита было прикосновение к половому органу, портится ли намаз шафиита? Берется в расчет мазхаб муктади или имама? (Новосибирск, Россия)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Ханафиту разрешается молиться за шафиитским имамом или имамом любого иного признанного мазхаба. Намаз ханафита будет действителен.
Единственный случай, когда намаз ханафита не будет действительным при совершении его за шафиитским имамом, – это когда он точно узнает, что имам совершал намаз в состоянии, которое делает его омовение недействительным по ханафитскому мазхабу. Например, имам совершает намаз при наличии у него кровотечения. Или же у него оно было до этого, и свежего омовения после этого он не совершал. Тогда намаз ханафита, молящегося за таким имамом, действителен не будет, поскольку омовение имама недействительно по его (муктади) мазхабу. (Мухит бурхани. – Том 1, стр. 406)
وأما الصلاة خلف شافعي المذهب: ذكر شيخ الإسلام رحمه الله: أن من كان منهم يميل عن القبلة، أو يعلم يقينا أنه احتجم ولم يتوضأ، أو خرج منه شيء من غير السبيلين ولم يتوضأ، أو أصاب ثوبه مني أكثر من قدر الدرهم ولم يغسله لا يجوز، وإن كان لا يميل عن القبلة، ولم يتيقن بالأشياء التي ذكرنا يجوز
Аналогичным образом, намаз шафиита, молящегося за ханафитским имамом, не будет действителен, если он точно узнает, что имам совершал намаз в состоянии, которое делает его омовение недействительным по шафиитскому мазхабу. Поэтому, если ханафитский имам возглавлял намаз в таком состоянии (например, до намаза он дотронулся до полового органа и не совершил после этого омовение), а шафиит молился за ним, намаз шафиита в этом случае действительным не будет. (Маджму. – Том 4, стр. 289)
(والرابع) وهو الاصح وبه قال أبو اسحق المروزى والشيخ أبو حامد الاسفراينى والبندنيجى والقاضي أبى الطيب والاكثرون ان تحققنا تركه لشئ نعتبره لم يصح الاقتداء وإن تحققنا الإتيان بجميعه أو شككنا صح وهذا يغلب اعتقاد المأموم هذا حاصل الخلاف فيتفرع عليه لو مس حنفي امرأة أو ترك طمأنينة أو غيرها صح اقتداء الشافعي به عند القفال وخالفه الجمهور وهو الصحيح
То есть, по сути, в отношении действительности намаза муктади принимается в расчет его собственный (муктади) мазхаб. (Радд мухтар. – Том 1, стр. 563)
وهذا بناء على أن العبرة لرأي المقتدي وهو الأصح
Следует отметить, что в обоих мазхабах (ханафитском и шафиитском) намаз муктади будет недействительным только в том случае, если он точно уверен, что имам совершает намаз в состоянии, при котором его намаз недействителен по его (муктади) мазхабу. Если же он точно не знает о состоянии имама, намаз муктади будет действителен.
В большинстве случаев муктади неизвестно состояние имама. Поэтому, по практическим причинам и во избежание ненужной фитны и путаницы, в качестве базового правила следует принять то, что ханафиту можно молиться за шафиитом или имамом любого иного признанного мазхаба, а шафииту можно совершать намаз за ханафитом или имамом любого иного признанного мазхаба.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Совет алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Q415
Дополнение |
Вопрос: Молитва последователя ханафитского мазхаба будет действительна даже при том, что имам-шафиит при молитве произносит вслух «Бисмилляхир-рахманир-рахим», и при том, что при утренней молитве имам-шафиит произносит дуа «Кунут»? (Казахстан)
Ответ:
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
По шафиитскому мазхабу, громкое произнесение «Бисмиллях...» в намазах, читаемых громко, является сунной. Если имам-шафиит произнесет громко «Бисмиллях», намаз ханафита, совершающего намаз за ним, остается действительным. Это связано с тем, что произнесение «Бисмиллях...» перед сурой предписывается и в ханафитском мазхабе; просто у ханафитов сунной является тихое чтение этой фразы. Громкое произнесение не приводит к недействительности намаза. Тихое произнесение «Бисмиллях...» практиковалось многими сахабами и табиинами, в том числе праведными халифами: Абу Бакром, Умаром, Усманом и Али (радиаллаху анхум). (См. Маусу'ах». – Том 16, стр.181)
ذهب الحنفية والحنابلة إلى أنه تسن قراءة البسملة سرا في الصلاة السرية والجهرية
قال الترمذي وعليه العمل عند أكثر أهل العلم من أصحاب النبي صلى الله عليه وسلم ومن بعدهم من التابعين ومنهم أبو بكر وعمر وعثمان وعلي
Аналогичным образом, если имам-шафиит произнесет кунут в фаджр-намазе, намаз ханафита, совершающего за ним намаз, останется действительным. По мнению имама Абу Ханифы и имама Мухаммада, ему нужно тихо стоять, пока имам произносит кунут. Тем не менее, даже если ханафит, совершающий намаз за имамом-шафиитом, последует за имамом в кунуте, его намаз все равно останется действительным. (Биная. – Том 2, стр. 500)
فإن قنت الإمام في صلاة الفجر يسكت من خلفه عند أبي حنيفة ومحمد ش: أطلق ذكر الإمام يتناول الشافعي والحنفي وغيرهما فمن قنت في صلاة الفجر م: (وقال أبو يوسف يتبعه) ش: أي: يتبع الإمام في قراءة القنوت م: (لأنه يتبع الإمام) ش: فلا يخالفه؛ لأن الأصل هو المتابعة
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Совет алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Дополнение |
Вопрос: Ва алейкум ассалам, устаз. Но, по мазхабу имама Шафии, произнесение «Бисмилля» является ведь ваджибом, и они считают, что это аят из суры «Фатиха». Я согласился бы совершать молитву за ними, если б их мазхаб считал, что произнесение «Бисмилля» – это сунна, пусть даже и вслух произносили. Но для них произнесение ведь не сунна, а значит получается, что для мазхаба Абу Ханифы это бидгат. Уважаемый муфтий, я задаю это все не по прихоти, а просто набираю на данном сайте знания. (Казахстан)
Ответ:
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Согласно шафиитскому мазхабу, произносить «Бисмиллях...» вслух является ваджибом, так как это считается частью суры «Фатиха». (Нихаят матлаб. – Том 2, стр. 137)
قراءة الفاتحة محتومة على كلِّ مصلٍّ يحسن القراءة. ولا يقوم غيرُ الفاتحة من السور مقامَها، ويجب افتتاحها بقراءة بسم الله الرحمن الرحيم. فمذهبنا أن بسم الله الرحمن الرحيم آية من الفاتحة
Что касается того, является ли сунной читать ее громко или тихо, то, как мы упоминали в наших предыдущих фетвах, в соответствии с мазхабом Шафии, читать «Бисмиллях...» вслух в молитве, которая читается вслух, – это сунна. (Маджму. – Том 3, стр. 333)
قال الشافعي والأصحاب ويسن الجهر بالبسملة في الصلاة الجهرية في الفاتحة وفي السورة وهذا لا خلاف فيه عندنا
В соответствии с ханафитским мазхабом, сунной является читать «Бисмиллях...» тихо.
Я понимаю, что вы, вероятно, ссылаетесь на принцип, что практика становится нововведением, когда это необязательно по шариату, но рассматривается людьми как необходимое. Однако этот принцип здесь не подходит, так как чтение «Бисмиллях...» является сунной муаккада (строгой сунной) в соответствии с ханафитским мазхабом. Кроме того, исключает принцип бидгата так же то, что есть хадисы, которые указывают на необходимость читать «Бисмиллях...» в намазе в соответствии с шафиитскими учеными. Таким образом, невозможно назвать чтение «Бисмиллях...» в молитве, нововведением (бидгатом), даже если это рассматривается как ваджиб.
Небольшой совет: в отношении этих правовых случаев молитвы Вам не следует заходить так глубоко, поскольку существуют расхождения во мнениях, которые создают опасность для действительности намаза. Например, согласно некоторым факихам ханафитского и шафиитского мазхабов, истина заключается в том, что во внимание принимается мазхаб имама, а не мазхаб муктади. Хотя это и не является предпочтительным мнением согласно обоим мазхабам, факт заключается в том, что эта точка зрения, высказанная великими факихами, имеет силу. Следовательно, когда возникает необходимость сохранить единство общины и сберечь намаз конкретного человека, муфтий может выпустить фетву соответственно.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Совет алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Дополнение от 25.08.2017 |
Вопрос: Джазакаллаху хайран за ответы, устаз. Иншааллах, то, что вы ответили, я возьму наизусть. Но мне не хочется молиться не только за шафиитами, но и за ханбалитами и маликитами, потому что от их учения идет атмосфера первенства (типа я араб, и я знаю, значит, больше), а не как у фетв Абу Ханифы, который прежде чем выдвинуть, каждый хадис взвешивал. И я очень надеюсь, что когда придут времена Махди и Исы, то они прочтут молитву по мазхабу Абу Ханифы. И очень прошу Аллаха, чтоб в день Суда Он, Аллах, дал мне возможность поцеловать руку нашему имаму Абу Ханифе. (Самарканд, Узбекистан)
Ответ:
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Написанное нами о молитве за имамом-шафиитом применимо также и к молитве за имамом-маликитом и имамом-ханбалитом. Поэтому не стоит сомневаться в своем намазе. Считайте его действительным в соответствии с тем, что было указано в предыдущем ответе.
Следует отметить, что все четыре мазхаба основаны на Коране, Сунне и действиях сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Имамы каждого из мазхабов, то есть имам Абу Ханифа, имам Малик, имам Шафии и имам Ахмад ибн Ханбаль, а также их ученики (милость им Аллаха), предприняли огромные старания в отношении определения верных и лучших действий, основанных на понимании Корана и Сунны, на что у них имелись соответствующие полномочия и квалификация. В некоторых случаях они приходили к единому мнению, в некоторых – их мнения различались. Но все это было основано на доступных им доводах из Корана и Сунны. Поэтому чувства превосходства одного над другим быть не должно.
Что касается Махди и господина Исы (мир ему), они последуют Сунне и учению пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), претворяя их в жизнь.
В отношении того, будут ли они следовать практике пророка (мир ему и благословение Аллаха), которая будет также соответствовать ханафитскому мазхабу или же иному мазхабу, это неизвестно и не является решающим фактором верности одного мазхаба и неверности другого.
Их поступки можно сравнить с поступками сподвижников, которые имели различия в некоторых своих действиях, но это было основано на том, что они наблюдали от пророка (мир ему и благословение Аллаха). Например, в намазе некоторые сподвижники поднимали руки после поясного поклона, а некоторые – нет. Нельзя говорить, что один сподвижник был прав, а другой – нет, ведь они видели действия пророка (мир ему и благословение Аллаха) в двух различных вариантах.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Словарь
Статьи
Биографии
Абу Хамид ибн Мухаммад ибн Мухаммад ат-Туси аш-Шафии аль-Газали родился в 1058 году н.э. в иранском городе Хорман. Его отец умер, когда он был еще ребенком, но все же ему представилась... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →