Что означает хадис о тавассуле посредством Аббаса?
Вопрос:
Анас передавал: «В случае угрозы засухи Умар ибн Хаттаб просил Аббаса ибн Абдуль-Мутталиба взмолиться к Аллаху о дожде.
– О, Аллах! – говорил он. – Мы просили нашего пророка молить тебя о дожде – и Ты благословлял нас дождем. Теперь мы просим его дядю молить Тебя о дожде. О, Аллах, благослови нас дождем!
И тогда шел дождь». (Бухари. – Том 2, книга 17, № 123)
Значит ли этот хадис, что Умар (да будет доволен им Аллах) возносил мольбу словами «би хурмати набиййина Мухаммад», а когда умер пророк ﷺ, словами «би хурмати аль-Аббас»?
Или это значит, что Умар (да будет доволен им Аллах) приводил пророка ﷺ, чтобы тот вознес мольбу к Аллаху о дожде, а после его смерти стал просить о том же его дядю Аббаса?
В «Файд-уль-Бари», комментарии шейха Кашмири к сборнику Бухари, говорится следующее: «Его слова "О, Аллах, мы совершали тавассуль посредством нашего пророка ﷺ…" не подразумевают известный тавассуль, то есть через отсутствующего. Об этом не может быть и речи. Имеется в виду тавассуль саляфов – привести человека ваджаха-индаллах (не знаю точно, как это перевести) и сказать ему, чтобы он вознес мольбу за них (далее тоже не уверен в переводе: «…он называет его в своей мольбе»?), как это было с Аббасом (да будет доволен им Аллах), дядей пророка ﷺ. Если б речь шла о тавассуле халяфов (последовавших поколений), не было бы нужды в том, чтобы Аббас шел с ними. Достаточно было б тавассуля посредством их пророка даже после его смерти или же посредством Аббаса (да будет доволен им Аллах) в его отсутствие». (ЮАР)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Хадисоведы по-разному интерпретировали данный хадис. Некоторые считали, что сподвижники возносили мольбу, чтобы Аллах дал им дождя посредством бараката (благодати) пророка ﷺ, а Умар (да будет доволен им Аллах) во время своего правления просил Аллаха дать им дождя посредством бараката Аббаса (да будет доволен им Аллах).
Но большинство хадисоведов видели смысл повествования иначе: сподвижники просили пророка ﷺ вознести мольбу к Аллаху, чтобы Он ниспослал им дождь, а Умар (да будет доволен им Аллах) во время своего правления обращался к Аббасу (да будет доволен им Аллах), чтобы он вознес мольбу о дожде.
Шейх Кашмири (милость ему Аллаха) разъяснял хадис так:
Здесь (в данном хадисе) не подразумевается общеизвестный тавассуль посредством отсутствующего человека, даже не знающего, что его использует в качестве посредника (василя). Имеется в виду тавассуль саляфов. Они просили человека, обладающего высоким статусом перед Всевышним Аллахом, вознести мольбу за них. Далее они ссылались на него в своей мольбе, как это сделал Умар (да будет доволен им Аллах) в отношении дяди пророка ﷺ. (Кашмири. Файд-уль-Бари. – Изд. Хаккания. – Том 2, стр. 379)
قوله: (أللهم إنا كنا نتوسل إليك بنبينا صلى الله عليه وسلم) ليس فيه التوسل المعهود الذي يكون بالغائب حتى لا يكون به شعور أصلا، بل فيه توسل السلف وهو أن يقدم رجلا ذا وجاهة عند الله تعالى ويأمره أن يدعو لهم ثم يحيل عليه في دعائه كما فعل بعباس رضي الله عنه عم النبي صلى الله عليه وسلم. ولو كان فيه توسل المتأخرين لما احتاجوا إلى إذهاب عباس معهم ولكفى لهم التوسل بنبيهم بعد وفاته أيضا أو بالعباس مع عدم شهوده معهم. (فيض الباري للكشميري، ص:379 ج: 2)
Хафиз Ибн Хаджар (милость ему Аллаха) подтверждал это мнение повествованием Абдур-Раззака со слов Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) о том, что Умар (да будет доволен им Аллах) попросил Аббаса (да будет доволен им Аллах) встать и вознести мольбу о дожде. Отсюда видно, что Аббаса (да будет доволен им Аллах) попросили вознести мольбу. Его не использовали в качестве посредника (василя). (Аскалани. Фатх-уль-Бари)
وقد روى عبد الرزاق من حديث ابن عباس "أن عمر استسقى بالمصلى، فقال للعباس: قم فاستسق، فقام العباس" فذكر الحديث، فتبين بهذا أن في القصة المذكورة أن العباس كان مسئولا وأنه ينزل منزلة الإمام إذا أمره الإمام بذلك (فتح الباري)
А Аллах знает лучше.
Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Источник (англ.): Askimam.org
Словарь
Статьи
Биографии
Имам Шафии (рахматуллахи алейхи) был великим ученым своего времени. Уже в самом раннем детстве он приобрел большой объем знаний. Имама cахиба высоко ценили за его эрудицию ... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →