Об истигасе
Вопрос:
Ассаламу алейкум уа рахматуллах. На вашем сайте вы называли истигасу ширком и харамом.
Почему у вас такая позиция, тогда как великий ханафит Шейх Мухаммад аль-Кавсари доказал её дозволенность в отдельной книге? Также у имама Ибн Абидина в его «Хашият» есть примеры истигасы. Он в своем хашияте известной книги «Радд-уль-Мухтар» говорит, что Зияди сообщил, что если человек теряет что-то из своего имущества и желает, чтобы Всемогущий Аллах возвратил это ему, он должен стоять на высоком месте, будучи обращенным в сторону киблы, прочитать «Аль-Фатиху», послать награду Святому Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и Саиду Ахмаду ибн Алвану и сказать:
يَاسَيِّدِىْ اَحْمَدُ يَابْنَ عَلْوَانَ اِنْ تَرُدَّ عَلَىَّ ضَالَّتِىْ وَاِلاَّ نَزَعْتُكَ
مِنْ دِيْوَانِ اْلاَوْلِيآءِ فَاِنَّ اللهَ تَعَالىَ يَرُدُّ عَلىَ
«O мой господин Ахмад! O сын Алвана! Если Вы не возвратите мою потерянную вещь, то это прекрасно, иначе я удалю Ваше имя из списка аулия.»
مَنْ قَالَ ذَالِكَ ضَالَّتَه ‘بِبَرْكَتِهِ اُجُوْرِىْ مَعَ زِيَادَةٍ
Через баракат этого поступка и этого Вали Аллаха, потерянная вещь будет возвращена».
([«Радд-уль-Мухтар», том 3, стр. 334] Дар-уль-кутуб аль-ильмия, т.6, стр. 447; Дар-уль-фикр, т.4, стр.475)
Мухаммад ибн Мустафа аль-Хадими в «Барикат аль-Махмудия» пишет о дозволенности истигасы. Великий аулия Мухаммад Закария Кандехляви делал сам истигасу. Как быть с этим? Неужели вы их считаете многобожниками и дозволявшими ширк? Также имам Ибн Хаджара аль-Хайтами в книге «Аль-джаухар аль-муназзам» доказывает дозволенность истигасы. У другого шафиитского имама Шамсуддина ар-Рамли также есть фетва о дозволенности истигасы. Хочу заметить, все они дозволяют истигасу, с условием, что у мусульманина будет убеждение, что абсолютно все происходит по воле Аллаха, и что сам по себе усопший не может ничем помочь. Прошу вас объясните, уважаемый муфтий. (Россия, Кабардино- Балкария)
Во имя Аллаха
Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
В то время как
перечисленные в вопросе алимы упоминали определенные отрывки и цитаты, указывающие на дозволенность истигасы, они
также очень ясно подчеркивали, что акыда человека
должна быть правильной, то есть человек должен верить в то, что помощь оказывается только лишь Аллахом. Умерший
никаким образом помочь не может. Они обсуждали вопрос истигасы с намерением разъяснить, что она не всегда в
обязательном порядке является ширком, что существуют определенные случаи, когда она не будет считаться ширком. То
есть они не защищали подобную практику и не поощряли ее.
Аллама Саид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади
ан-Накшбанди (рахимахуллах), автор великого тафсира «Рух-уль-Магани», комментируя аят «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите пути (василях) приближения к
Нему...», писал: «Поистине, люди увеличили мольбы к другим помимо
Аллаха из праведников, тем, кто жив или мертв, и иным. Например (, они говорят): «Йа саййида фулян агисни (О, мой
такой-то и такой-то господин, помоги мне)». Это совершенно не из дозволенных видов (посредничества)... Многие
алимы посчитали это ширком.»
Аллама Алуси, комментируя аят «Воистину, те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, не сотворят и мухи...», писал: «Это указание, упрекающее тех, кто перешел границы в
отношении праведников, когда стали просить их о помощи в случае беды, пренебрегая Всевышним Аллахом, и приносить
им обеты (назр). И смышленные из их числа говорят: «Они — наш способ приближения к Всевышнему Аллаху; мы только
даем обет Всевышнему Аллаху, а награду от этого посвящаем праведнику (вали)». И ясно, что в своем первом заявлении
они подобны тем, кто поклоняется идолам и говорит: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к
Аллаху как можно ближе». И нет ничего неправильного в их втором заявлении, если только они тем самым не просят у
них излечения от своего недуга или возвращения потерянных вещей или чего-то подобного этому.
И суть (их)
«прошения» (у умершего) ясна из того, что они делают. Эту (суть) можно понять, если сказать им: «Дайте обет ради
Всевышнего Аллаха и предназначьте награду за него своим родителям, ведь в действительности, они нуждаются в этом
больше, чем те люди». Они не станут так делать.
И я видел, как многие из них совершали земной поклон у
порогов мавзолеев друзей Аллаха. И среди них — те, кто утверждает, что все они наделены правом распоряжения
(тасарруф) в своих могилах, и что, тем не менее, они различны в этом (в своих способностях тасарруфа) в
соответствии с различием в своих статусах.
И алимы из их числа насчитывают четыре-пять ступеней
распоряжения, а когда их спрашивают о доказательствах, они говорят: «Это было установлено посредством кашфа».
Да сразится с ними Всевышний Аллах! Как велики их невежество и ложь!
И среди них есть те, кто заявляет, что
праведники могут покинуть свои могилы и принять различные формы. И их алимы говорят, что их души появляются в
различных формах и путешествуют там, где пожелают, и что временами они принимают образ льва, газели или чего-
нибудь подобного. И все это ложь, не основанная ни на Коране, ни на Сунне, ни на речах предшественников уммы. Эти люди разрушили веру людей и стали предметом
насмешек людей, чьи религии отменены, - таких, как иудеи и христиане, - а также людей других течений и
вольнодумцев (дахрийях). Мы просим Аллаха о прощении и благополучии.»
Аллама Ибн Абидин (рахимахуллах) сам говорил об этом в той же
самой книге, что Вы цитировали, - в «Радд-уль-Мухтар»:
«{{Его высказывание: «И знай, что, поистине, обеты (назр) умершему от большинства обывателей и те дирхамы, свечи, масло и тому подобное берутся в мавзолеях благородных аулия, чтобы достичь близости к ним...»}} подобно тому, как некто говорит: «О, мой такой-то и такой-то господин, если ты вернешь то, что потерял или излечишь мою болезнь, или удовлетворишь мою нужду, то для тебя — большое количество золота или серебра, или еды, или свечей, или масла, или тому подобного.» {{Его высказывание: «Это безосновательно и является харамом»}} по нескольким причинам. Среди них (этих причин) — то, что он обещал творению, а обещание творению не дозволено, поскольку оно — (форма) поклонения, а поклонение должно осуществляться только для Творца. И среди них — то, что человек, которому дано обещание, мертв, а мертвый не может обладать. И среди них — то, что если он думает, что умерший обладает тасарруфом (правом распоряжения) в вопросах, помимо Всевышнего Аллаха. И его вера в это — куфр, о Аллах, если только он не говорит: «О, Аллах! Поистине, я обещаю тебе — если ты излечишь мою болезнь или вернешь мне потерянную вещь, или удовлетворишь мою нужду — я накормлю бедняков, которые находятся у дверей саиды Нафисы или имама Шафии, или имама Ляйса и т.д. из того, в чем польза для бедных, и это пожертвование — ради Аллаха...» («Хашият Радд-уль-Мухтар», том 2, стр.439)
Как можно
заметить из вышеприведенных цитат, истигаса осуждалась многими ведущими алимами. На самом деле, хаким-уль-умма,
маулана Ашраф Али Танви (рахимахуллах) использовал очень жесткие слова в
отношении данного действия.
В «Масаиль ас-Сулук», комментируя следующий аят Корана:
«Подобно этому состояние некоторых невежественных псевдосуфиев. То есть при упоминании чистого таухида их тошнит, а совершению истигасы к аулия [они рады].»
«Таухид — одно из базовых мукамат (состояний) в тасаввуфе.»
(«Масаиль ас-Сулук мин Калам Малик аль-Малук», стр.468 - «Байан-уль-Коран», т.2, стр.423, изд. Мактабат-уль-Хакк)
Если говорить об алламе Ибн Абидине, его позиция разъяснена в текстах, процитированных в данном ответе. Ясно, что, в то время как он мог считать истигасу дозволенной в том плане, что она не всегда является ширком, это было при условии, что у человека сохраняется вера в то, что помощь — только лишь от Аллаха.
То же самое можно сказать о шейхе Закарии аль- Кандехлеви (рахимахуллах), поскольку все алимы единодушны в том, что у шейха Закарии были те же вероубеждения, что и у хаким-уль-умма, мауланы Ашрафа Али Танви (рахимахуллах). Кроме того, отрывки в его книге, в которых говорится об истигасе, - это в действительности не его собственные слова, а лишь процитированные им стихи.
Что касается алламы Каусари (рахимахуллах), он был имамом в акыде, фикхе и хадисах. В то время как он мог упоминать дозволенность истигасы, его труды свидетельствуют, что его акыда была акыдой Ахлюс-Сунна-уаль-Джамаат, и он верил, что помощь может быть оказана только лишь Аллахом. Поэтому поясняется, что его целью было доказать, что истигаса не всегда является ширком, что существуют некоторые случаи, когда человек не становится мушриком. Его целью было указать на то, что нельзя просто поспешно выдавать фетву о ширке того, кто практиковал истигасу. Следует тщательно проанализировать ситуацию и намерение человека перед тем, как выдать фетву о ширке. В действительности, говоря об истигасе, аллама Каусари (рахимахуллах) считал, что истигаса и тавассуль — это одно и то же, но имеет три разновидности:
1) истигаса, которая в действительности является тавассулем;
2) истигаса посредством упоминания имени умершего, но с намерением, что человек в действительности взывает к Аллаху, надеясь, что Аллах примет его дуа, поскольку было упомянуто имя данного праведника (вали),
3) истигаса посредством обращения к умершему, ожидая, что тот заступится за просящего.
Аллама Каусари постановил, что первые два вида являются дозволенными, а третий не дозволен. Поэтому неправильным будет поспешно заявлять, что аллама Каусари считал истигасу дозволенной в общем и целом.
Учитывая вышесказанное, мы ни в коей мере не полагали и даже не намекали на то, что указанные алимы виновны в ширке. Это великие алимы Ахлюс-Сунна, к которым мы относимся с глубоким уважением и получаем огромную пользу от их учений.
Что касается нашего мнения об истигасе, то она не дозволена. Оставьте в стороне тонкости и посмотрите на всю картину в целом. Хотя и могут быть определенные случаи, когда она не будет ширком, если человек сохраняет правильную акыду, но спросите себя: «Сколько людей сохранят правильную акыду?» Кто собирается определять, кто сохранил правильную акыду, а кто — нет? Уже изначально все это внешне выглядит так, будто человек взывает к другим помимо Аллаха, а это отдает ширком. Поэтому мы постановили, что это не дозволено, основываясь на принципе «саддан лиль-бааб» (закрыть все возможности для совершения греха).
Это принцип, который есть в Священном Коране и хадисах. В суре «Аль-Ан'аам» («Скот») Аллах говорит:
Здесь Аллах запретил верующим оскорблять и поносить божеств неверующих. Причина запрета заключалась не в том, что у этих божеств есть некая святость, а в последствиях, которые были бы действительно недопустимыми, то есть оскорблении чистого имени Аллаха. Факихи всегда применяли этот принцип для объявления вне закона тех вещей, которые сами по себе были дозволены, с учетом того вреда и пороков, к которым они бы привели.
Это одна из причин, по которым мы считаем истигасу недозволенной. Также помните, что мы не говорили, что это в целом является ширком. Мы говорим лишь, что это действие не дозволено из-за того, что оно отдает ширком. И это важный принцип в акыде. Алимы акыды и калама постановили, что даже если определенное действие не является явным ширком, но при этом оно отдает ширком, оно дозволенным не будет. («Рисалят-ут-Таухид», стр.162)
Сохранение таухида (единственности) Аллаха — основное право Аллаха, и мы никогда не должны идти в этом на компромиссы ни по какой причине для кого бы то ни было.
В своем последнем абзаце Вы сами сказали, что умерший не может помочь. Какой смысл просить его о помощи, если он ее не может оказать? Конечно, если Вы хотите совершить тавассуль, то это другой вопрос. Тавассуль отличается от истигасы. Истигаса — это когда Вы просите умершего о помощи, а тавассуль — это когда Вы просите о помощи напрямую Аллаха, но при этом упоминаете имя праведного человека или благое дело, мотивируя этим свое дуа. Например, Вы говорите: «О, Аллах! Посредством бараката Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) даруй мне то-то и то-то!» Тавассуль, совершенный подобным образом, дозволен, если Вы просите Аллаха напрямую. Вы просто используете Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) или праведного человека, или благое дело для подкрепления своей просьбы к Аллаху.
И пример тому мы находим в хадисе в сборнике «Сахих аль-Бухари», в котором говорится о трех людях, оказавшихся запертыми валуном в пещере. Каждый из них вознес дуа Аллаху, чтобы сдвинуть валун, и упомянул доброе дело, которое совершил в своей жизни, мотивируя им свое дуа. И Аллах принял их дуа и сдвинул валун. («Сахих аль-Бухари», хадис 2215, передал Ибн Умар)
Таким образом, они совершили тавассуль посредством своих добрых деяний, и Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) привел данный случай, доказывающий дозволенность тавассуля. По логике тавассуль должен быть также дозволен, ведь он не противоречит аятам и хадисам о вознесении дуа напрямую Аллаху. Как уже говорилось, в тавассуле человек совершает дуа непосредственно Аллаху, но называет при этом пророка, праведного человека или благое дело, мотивируя этим свое дуа. Однако в отношении того, каких людей упоминать в тавассуле, не рекомендуется упоминать имена праведников, не являющихся пророками и сахабами, поскольку никому иному кроме них рай гарантирован не был.
Истигаса же наоборот противоречит аятам Корана и хадисам, указывающим на то, что необходимо возносить дуа только лишь Аллаху.
В хадисе Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) советовал саидуне Абдулле бин Аббасу (радиаллаху анхума):
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта
Словарь
Статьи
Биографии
Кто же не слышал о хазрате, имаме Бухари (рахматуллахи алейхи) и его сборнике «Сахих-уль-Бухари»? И все же, в настоящее время большинство мусульман пользуются данной книгой,... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →