О разделе имущества при незаконорожденном сыне
Вопрос:
У меня есть дядя, который в свое время женился на немусульманке (а точнее: атеистке), и у него родился один сын. Он, хвала Аллаху, является мусульманином и интересуется религией, хотя пока не является соблюдающим. Предметом наследства является недвижимость, которая, по сути, раньше принадлежала матери, так как она наследовала ее от своих родственников. Некоторое время назад она покинула этот мир. На тот момент сын был несовершеннолетним по законам страны. По закону государства вся недвижимость перешла в собственность отца и сына в равной доле. Спустя год или больше дядя женился на мусульманке и у него от нее двое детей. По закону государства дети от новой жены могут претендовать только на долю дяди. В этой ситуации жена предлагает добавить в долю своих детей или поделить между тремя детьми. Если это будет иметь отношение к делу — сын женился на немусульманке из людей Писания.
Как правильно по законам Аллаха поделить имущество? (Самара, Россия)
Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Если ваш дядя был женат на атеистке, их никах (исламский брак) был недействительным. Поэтому ребенок, появившийся в данном союзе, является незаконнорожденным. Незаконнорожденный сын является наследником материнского имущества. Наследником отца он не является. (Аль-бахр-ур-раик. – Том 8, стр. 574)
Поскольку его мать была немусульманкой, наследование происходит в соответствии с составленным ею завещанием или по законам, установленным государством. Поэтому, если завещания от нее не осталось, и государство передало 50% сыну и 50% отцу, то так оно и есть. И сын, и отец по праву владеют своими 50%, в том числе и согласно исламу.
Шейх Зафар Ахмад Усмани писал в книге «Имдад-уль-ахкям»:
Основанием для данного правила мы считаем то, что государство, получающее контроль над имуществом умершего, впоследствии передает его, согласно своим законам, мусульманину. По нашему (ханафитскому) мнению, немусульманин, получивший контроль над имуществом, считается обладающим им по праву. Или можно сказать, что мусульманину передается владение имуществом немусульманина по приказу немусульманского государства. Доказательство установления владения имуществом посредством власти немусульманского государства приводится в книге «Шарх-ус-сияр аль-кябир». (Имдад-уль-ахкям. – Том 4, стр. 628)
Теперь ваш дядя женат на мусульманке, и его никах с ней является действительным. Дети от этого брака являются законнорожденными. Если дядя умрет, а его жена и двое законнорожденных детей будут на тот момент живы, они станут наследниками его имущества в соответствии с исламским правом.
Нужно отметить, что в наследуемое от него имущество, помимо его собственных вещей, будет входить лишь 50% имущества бывшей жены-атеистки. То есть 50%, полученные сыном умершей, принадлежат именно сыну его бывшей жены и не входят в имущество дяди, а также не включаются в наследство дяди после его смерти.
Согласно исламскому наследственному праву, все (100%) имущество дяди (оставшееся после оплаты расходов по погребению, долгов и завещательных даров) будет разделено на шестнадцать равных частей:
а) жене достанется 2 доли (то есть 12,5% от всего имущества вашего дяди),
б) первому сыну – 7 долей (43,75%),
в) второму сыну – 7 долей (43,75%).
Незаконнорожденный сын (сын атеистки, на который был женат ваш дядя) не будет наследовать его имущество.
Если дядя хочет, чтобы и он получил что-то из его имущества, он может составить завещательный дар в его пользу. Это необязательно: он может указать такой дар в завещании, а может этого и не делать.
Нужно отметить, что завещательный дар составляется только в пользу тех, кто не является наследником имущества, и его объем не должен превышать трети оставляемого имущества.
Тот факт, что один из сыновей дяди женат на немусульманке, никак не влияет на распределение дядиного имущества между наследниками (женой и двумя сыновьями).
Примечание. Если у дяди жив кто-нибудь из родителей, и является, к тому же, мусульманином, то его отец и (или) мать тоже будут наследниками его имущества, если тот умрет раньше одного из них.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Перевел: Timur (Q526 )
Словарь
Статьи
Биографии
Мухаммад Хифзуррахман (1901–1962) родился в небольшом городе под названием Сеохара (Биджнор, Уттар-Прадеш, Индия). В отличие от своих братьев, получивших западное о... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →