Почему завещание органов запрещено?
Вопрос:
Ассаламу алейкум, уважаемый муфтий. Почему завещание органов для использования после смерти запрещено?
В предшествующей фетве Вы написали: «Завещательный дар (васият) человека, что после его смерти его органы будут пожертвованы, запрещен в шариате». Пожалуйста, дайте объяснение этого правила из Корана и Сунны. Джазакаллаху хайран. (США)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Исламская Академия Фикха Индии во время Второго Семинара по Фикху, проводившегося 8–11 декабря 1989 года в Хамдардском дворце съездов (Нью-Дели, Индия), постановила, что если человек указал, что после его смерти его органы следует использовать для трансплантации (т. е. таково было завещательное распоряжение), то в соответствии с шариатом это не будет считаться васиятом (завещанием). (См. Исламская Академия Фикха Индии. Развитие религиозного права в современности // Обзор религии и права [Religion and Law Review], стр. 330)
Вероятные факторы и соображения, которые могли повлиять на принятие данного отрицательного постановления, имеют отношение, в первую очередь, к концепции человеческого органа как аманата (переданного Создателем каждому человеку в доверительное управление) и, во-вторых, к позиции, что человеческий орган бесценен.
А. Человеческий орган: аманат
Как обсуждалось в главе IX, есть мусульманские правоведы, считающие человеческое тело (включая его части) аманатом (переданным в доверительное управление). Соответственно, поскольку человек не владеет своим телом, он не может делать подарок в виде какой-либо части своего тела как при жизни, так и после смерти. Таким образом, включать передачу органов в свое завещание не будет правильным, ведь человек не может отдать то, на что у него нет права собственности.
Б. Человеческий орган: бесценность
Наследство завещателя определяется на арабском как «маль мутакаввам» (актив, на который может быть определена цена). Мусульманские правоведы придерживаются мнения, что человеческая личность (включая органы) – «маль гойр мутакаввам» (бесценна, т. е. на нее не может быть установлена цена). (Танзилюрахман. Кодекс мусульманского личного права. – Карачи: Исламик паблишерз, 1980. – Том 2, стр. 330)
Таким образом, логически следует, что, поскольку на человеческий орган не может быть установлена цена, включение его в завещание будет признано не имеющим юридической силы.
(Из книги Абу Фадля Мохсина Ибрахима «Пересадка органов: современные исламские правоые и этические перспективы»)
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Ибрагим Десаи
Источник (англ.): Askimam.org
Словарь
Статьи
Биографии
Он был родом из племени бану Хузайль, являясь верным союзником племени бану Захра. Будучи мальчиком, он бродил вдали от людей по тропинкам мекканских гор и пас стада вождя курайшитов... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →