Что такое исраф и табзир?

Вопрос: Дайте определение словам Исраф и Табзир. Как лексическое, так и шариатское значение. Некоторые утверждают, что тратить воду сверх нормы, покупать множество одежды, которую ты не носишь, переедать не является исрафом. Они утверждают, что Исраф так же, как и табзир, – это трата денег исключительно на запретное. Разъясните, пожалуйста, этот вопрос. (Туймазы, Башкортостан)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
В вольном переводе исраф – «чрезмерность в тратах», а табзир – «расточительство». Что касается определения этих слов шариатом, то исраф носит более общий характер, табзир же более ограничен.
1. Некоторые специалисты считают, что:
а) исраф подразумевает чрезмерность в дозволенных тратах: чрезмерное использование воды, чрезмерную трату денег на ненужные дозволенные предметы и т. д.;
б) табзир же обозначает растрату денежных средств неподобающим или недозволенным способом: на сигареты или на такие недозволенные предметы, как спиртное и т. д.
Имам Ибн Абидин (милость ему Аллаха) писал:
والتبذير يستعمل في المشهور بمعنى الإسراف، والتحقيق أن بينهما فرقا وهو أن الإسراف صرف الشيء فيما ينبغي زائدا على ما ينبغي، والتبذير صرفه فيما لا ينبغي
Табзир обычно используют в том же значении, что и исраф. На самом же деле между ними есть разница. Она заключается в том, что исраф обозначает чрезмерность в дозволенных тратах, а табзир подразумевает недозволенную трату. (Ибн Абидин. Радд мухтар. – Том 9, стр. 759)
Поэтому Аллах говорит о тех, кто осуществляет табзир:
وَلَا تُبَذِّرْ تَبْذِيرًا إِنَّ الْمُبَذِّرِينَ كَانُوا إِخْوَانَ الشَّيَاطِينِ وَكَانَ الشَّيْطَانُ لِرَبِّهِ كَفُورًا
Не расточай безрассудно. Расточители – братья дьяволов, а Дьявол крайне неблагодарен своему Господу. (Коран, 17:26–27)
2. Некоторые теологи полагали, что:
а) табзир относится к чрезмерной трате и расточительству денег;
б) исраф же обозначает чрезмерную трату в обычных действиях: как при трате денег, так и при других поступках, например, трате времени или воды. Если, скажем, человек, подверженный сомнениям (васвасе) в отношении тахарата (ритуальной чистоты), моет в омовении свои части тела большее количество раз, чем предписано, то он повинен в исрафе.
В Коране Аллах использовал слово «исраф» для различных действий, при которых люди выходили за рамки: это касалось чрезмерной траты в сфере имущества или поступков. Поэтому указанное выше разграничение между исрафом и табзиром выглядит наиболее уместным.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Q662

последние Фетвы
- Запрещено ли сбривать волосы другому будучи самому в ихраме?
- Выход из ихрама: допускается ли использование машинки для стрижки?
- Можно ли совершить хадж за умершего, который не завещал этого делать?
- Разрешено ли совершать дополнительную умру после хаджа?
- Можно ли читать в обязательных намазах дополнительные дуа?
Словарь
Статьи
Биографии
«За последние пять веков исламской истории еще не было ни одной личности, подобной маулане Кашмири» (Мухаммад Икбаль). Разве найдется тот, кто смог бы объяснить превосходст... Подробнее →
Книги

190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →