Как вести себя с немусульманами?
Опубликовано: 20 января 2014

Вопрос: Меня очень смущают некоторые моменты в исламе. Мне даже начинает казаться, что я не могу быть мусульманином, поскольку это входит в противоречие с моими представлениями.
Однажды мне показали аяты (5:26), (58:5) и (7:93), и на их основе сообщили, что запрещается жалеть немусульман, и что, даже если с их ребенком произошел несчастный случай, мы не имеем права выражать свои соболезнования.
Мне постоянно твердят об «аль-валя уаль-бара» (любви и ненависти ради Аллаха), говорят, что нельзя иметь никаких теплых отношений с немусульманами, и что нужно, наоборот, быть жесткими с коллегами и соседями из числа немусульман, которые должны чувствовать страх в своих сердцах.
Еще мне постоянно твердят о слове «тагут» (объекте поклонения, помимо Аллаха); говорят, что полиция, вся система законов, местное правительство и вообще любой государственный чиновник – это все тагут, поскольку они делают дозволенное запретным, а запретное – дозволенным. Соответственно, хорошие отношения с ними есть неверие, а значит я должен ненавидеть каждого полицейского и любого, кто работает в таких местах.
Когда приводишь этим мусульманам цитаты теологов, они утверждают, что это ошибочные высказывания, и что теологи эти – продажные лицемеры и т.д.
Когда говоришь о необходимости подчинения законам государства, они говорят: откуда ты это взял? И приводят аят Корана, в котором говорится, чтобы мы не были такими, как иудеи, поклонявшиеся своим священникам и раввинам, которые делали дозволенное запретным, а запретное – дозволенным.
Они ходят по улицам, доставляя неудобства прохожим, и утверждают, что, согласно Сунне, нужно, чтобы неверующие были злы на нас. Если это и есть ислам, то, похоже, я не могу быть мусульманином. Помогите, пожалуйста. (Великобритания)
Ответ:
Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Для каждого мусульманина имеют значение две составляющих:
а) его убеждения,
б) характер и поведение.
Будучи мусульманами, мы рьяно охраняем свои убеждения и не поступаемся ими. Понятие «аль-валя уаль-бара» и аяты, о которых вы говорите, имеют отношение исключительно к убеждениям. Ниже приведен перевод этих аятов:
«…Не печалься же о нечестивых людях». (Коран, 5:26)
Те, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, унижены, как были унижены их предшественники. (Коран, 58:5)
Он отвернулся от них и сказал: «О, мой народ! Я донес до вас послания моего Господа и давал вам советы. Как я могу печалиться о неверующих людях?» (Коран, 7:93)
Размышляя над данными аятами, необходимо правильно понимать их смысл в верном контексте. Аяты не подразумевают необходимость бессердечного отношения к творениям Аллаха. Хотя у каждого из этих аятов имеется свой отдельный контекст, общим в них является то, что мусульманину ни в коем случае нельзя поступаться своими религиозными убеждениями и ценностями. Нам всегда нужно следовать исламским нормам в наших действиях: как по отношению к самим себе, так и при взаимодействии с людьми.
Когда мекканские язычники пытались достигнуть компромисса с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), предложив, чтобы на некоторое время мусульмане почитали языческие обычаи, а они в ответ на какое-то время будут исполнять исламские ритуалы, Всевышний Аллах ниспослал аяты, в которых Пророку (мир ем и благословение Аллаха) повелевалось сказать язычникам следующее:
يَا أَيُّهَا الْكَافِرُونَ لَا أَعْبُدُ مَا تَعْبُدُونَ وَلَا أَنتُمْ عَابِدُونَ مَا أَعْبُدُ وَلَا أَنَا عَابِدٌ مَّا عَبَدتُّمْ وَلَا أَنتُمْ عَابِدُونَ مَا أَعْبُدُ لَكُمْ دِينُكُمْ وَلِيَ دِينِ
«О, неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я. Я не поклонюсь тому, чему поклоняетесь вы, а вы не поклонитесь Тому, кому поклоняюсь я. Вы исповедуете свою религию, а я – свою». (Коран, 109:1-6)
Не поступаясь своей верой и не нарушая ее принципов в угоду неверующим, мы при этом должны демонстрировать самые высокие нравственные качества во всех наших отношениях – как с мусульманами, так и с неверующими. Коран гласит:
لا ينهاكم الله عن الذين لم يقاتلوكم في الدين ولم يخرجوكم من دياركم أن تبروهم وتقسطوا إليهم إن الله يحب المقسطين
Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных. (Коран, 60:8)
В отношении данного аята сообщается:
أن أسماء سألت النبي صلى الله عليه وسلم عن أم لها مشركة جاءتني أأصلها؟ قال: نعم صليها
Асма, сестра жены пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), спросила его о своей матери, которая, будучи идолопоклонницей, приехала в Медину навестить дочь:
– Можно ли мне поддерживать с ней (добрые) отношения?
– Да, поддерживай их, – ответил Пророк (мир ему).1
Наша твердость и непреклонность в отношении веры не означает, что мы не можем хорошо вести себя по отношению к немусульманам и представителям власти. Священный Коран при рассмотрении вопроса об отношении мусульманина к родителям-немусульманам четко указывает, как мы должны вести себя с другими людьми:
إِن جَاهَدَاكَ عَلى أَن تُشْرِكَ بِي مَا لَيْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ فَلَا تُطِعْهُمَا وَصَاحِبْهُمَا فِي الدُّنْيَا مَعْرُوفًا
А если они будут давить на тебя, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму… (Коран, 31:15)
Кроме того, как указывалось в аяте (60:8), Аллах призывает к справедливости и честности даже по отношению к немусульманам. И Коран также гласит:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ كُونُواْ قَوَّامِينَ بِالْقِسْطِ شُهَدَاء لِلّهِ وَلَوْ عَلَى أَنفُسِكُمْ أَوِ الْوَالِدَيْنِ وَالأَقْرَبِينَ
О, уверовавшие! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих или против родителей, или против близких родственников. (Коран, 4:135)
Такое хорошее поведение было претворено в жизнь сподвижниками пророка Мухаммада (мир ему). Так, в сборнике «Сахих» Бухари сообщается, что однажды группу сподвижников Пророка (мир ему) окружили, и большинство из них были убиты. Один из выживших, Хубейб ибн Адий (да будет доволен им Аллах), был взят в плен. Враги решили казнить его. Находясь в доме захватчика, за день до казни, он получил лезвие, чтобы сбрить волосы. В какой-то момент к нему подошел ребенок из этого дома, и Хубейб из добрых чувств усадил его к себе на колени. Когда мать ребенка увидела это, она испугалась за сына, ведь Хубейб мог пригрозить убить его, чтобы получить возможность сбежать. Но он сказал:
– Вы боитесь, что я убью его? Я – не из тех, кто творит подобное.
Женщина говорила, что никогда не видела пленников лучше Хубейба.2
Сподвижник Абдулла ибн Амр ибн Ас (да будет доволен им Аллах) отказался есть поданное его семьей мясо, пока им не поделились с его соседом-иудеем. Он объяснил, что слышал, как Пророк (мир ему) сказал:
– Гавриил давал мне много наставлений об обращении с соседями, и я начал даже думать, что они будут включены в список наследников.3
Есть также немало высказываний Пророка (мир ему), в которых он призывал верующих демонстрировать хорошее поведение и быть справедливыми:
ألا من ظلم معاهدا أو انتقصه أو كلفه فوق طاقته أو أخذ منه شيئا بغير طيب نفس، فأنا حجيجه يوم القيامة
Помните! Если кто угнетает человека в договоре (с мусульманами), позорит его, нагружает его сверх возможностей или берет что-то из его имущества без его согласия, то я буду оппонентом такого человека в День Воскрешения. (Абу Дауд. Сунан)4
من لا يرحم الناس لا يرحمه الله
К тому, кто немилосерден к людям, не проявит милосердия Аллах. (Тирмизи. Сунан)5
المسلم من سلم الناس من لسانه ويده
Мусульманином является тот, чьи руки и язык не причиняют другим вреда. (Насаи. Сунан)6
الخلق عيال الله فأحبّ الخلق إلى الله من أحسن إلى عياله
Творения – иждивенцы Аллаха. Наиболее любим Аллахом тот, кто лучше всех относится к Его иждивенцам. (Аль-джамиг-ус-сагыр; Шуаб-уль-иман)7
Ислам – практическая религия, основанная на дисциплинированности и умеренности. К сожалению, причиной вашего замешательства оказалось влияние людей, имеющих крайние, неумеренные и непрактичные взгляды на ислам. Странно и удивительно, что эти люди, столь часто говорящие об «аль-валя уаль-бара», живут в немусульманских странах, где они добровольно приняли подчинение конституции этих государств. Если б их разговоры об «аль-валя уаль-бара» были действительно искренними, то они бы не жили в немусульманских странах и не подчинялись народу тех стран.
Не связывайтесь с такими людьми. Развивайте отношения с настоящими мусульманскими теологами, имеющими исламские взгляды, верные и взвешенные.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Ханиф Юнус Патель
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Источник: Askimam.org
Примечания:
[1] Ахкям-уль-Коран. – Изд. Идарат-уль-Коран. – 5:45.
[2] Бухари. Сахих. – Изд. Кадими кутубхана. – 2:585.
[3] عن مجاهد أن عبد الله بن عمرو ذبحت له شاة في أهله، فلما جاء قال: أهديتم لجارنا اليهودي؟ سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول: ما زال جبريل يوصيني بالجار حتى ظننت أنه سيورثه
[Тирмизи. Сунан. – Изд. Дар-уль-гарб аль-ислами. – 3:496]
وهو فى الأدب المفرد بلفظ: ابدأ بجارنا اليهودي
[Аль-адаб-уль-муфрад. – Изд. Матбага саляфия. – Стр. 44]
[4] أخرجه أبو داود فى الخراج والإمارة
[Бухус фи кадая фихийя муасира. – Карачи: изд. Дар-уль-улюм. – 2:265]
[5] Тирмизи. Сунан. – Изд. Дар-уль-гарб аль-ислами. – 3:481.
[6] Насаи. Сунан. – Изд. Матбугат исламия. – 8:105.
[7] Аль-джамиг-ус-сагыр. – 4135; Шуаб-уль-иман. – 6:2547.
Остались неясности? Вы можете уточнить ответ у Алима
