Можно и нужно ли притеснять немусульман в мусульманской стране?
Вопрос:
Надо ли, живя в исламской стране, притеснять немусульман, в частности прогонять их с дороги
на обочину? И как понимать этот хадис:
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не
приветствуйте салямом иудеев и христиан первыми, а если встретите их на дороге, то вытесняйте их на самую её узкую
часть» (Муслим №2167).
Разве это не проявление агрессивности? А если человек просто отойдет от тебя и не
захочет прижиматься к краю дороги, то ведь это готовая ссора и драка. Я наоборот думал, что пропускать людей - это
из хорошего нрава, который Пророк (мир ему) старался нам привить.
Пожалуйста, проясните этот вопрос, может
хадис недостоверный или его смысл неправильно толкуют. (Россия,
Москва)
Во имя Аллаха Милостивого и
Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Хадис, который Вы упоминаете,
встречается в «Сахихе» имама Муслима. Он отвечает высоким стандартам достоверности, которые соблюдал имам Муслим
для хадисов из его собрания.
В этом рассказе мы находим два повеления. Во-первых, не приветствовать саламом
иудеев и христиан. Во-вторых, если кто-либо пересечется на дороге с иудеями и христианами, тогда он должен будет
принудить их отойти к более узкой части улицы.
Что касается первого повеления, ученые единодушны в том, что
мусульманин не должен приветствовать немусульманина саламом, так как это приветствие, свойственное исключительно
мусульманам. Если немусульманин поприветствует мусульманина саламом, тогда в ответ ему будет достаточно сказать:
«Уа'алайк» («и тебе того же») (Шархун Навави, т. 14, стр. 145; Такмила
Фасиль Мулхим, т. 4, стр. 216).
Второе повеление хадиса не должно пониматься буквально. Смысл,
как объяснили ученые, в том, что, если кто-либо принудит немусульман отойти к более узкой части улицы, то это
приведет к причинению им вреда без необходимости. Тогда как нам запрещено причинять им вред без необходимости.
Истинный смысл хадиса в том, что в случае пересечения дороги с иудеями и христианами не нужно отходить к обочине
дороги в знак уважения и почтения к ним из-за их религии. Будет лучше, если мусульманин пройдет улицу не делая
ничего особенного таким образом, который приведет к тому, что он окажет больше уважения уважения иудеям и
христианам, чем к своим же братьям-мусульманам. (Такмила Фасиль Мулхим, т. 4,
стр. 221).
Тем не менее, человек должен всегда помнить об
этикете совместного проживания и быть вежливым и добрым ко всем, будь то мусульманин или немусульманин.
А
Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Али Малам (Калифорния, США)
Проверено, одобрено
и отредактировано: муфтием Сухайлем Тармахомедом (Джамиат уль-Улама, Дар уль-Ифта)
Перевела: Fareeda (Q457)
Словарь
Статьи
Биографии
Мухаммад Хифзуррахман (1901–1962) родился в небольшом городе под названием Сеохара (Биджнор, Уттар-Прадеш, Индия). В отличие от своих братьев, получивших западное о... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →