Можно ли адвокату представлять ложные свидетельства в суде?
Вопрос:
1) Правовая система в большинстве стран такова, что очень часто, даже если адвокат знает, что его клиент является виновным, он должен солгать или представить факты таким образом, чтобы это было выгодно для его клиента. Является ли это грехом в исламе? Поскольку адвокат грешит, говоря ложь, сознательно скрывая или искажая истину, он фактически может проложить в будущем путь для вреда в обществе.
С другой стороны, у каждого человека, виновного или невиновного, есть право на защиту. И если адвокат лжет, то это является лишь частью его работы, чтобы сохранить жизнь своих клиентов. Если он не выполняет своей работы, то его доходы не будут халяльными. Кроме того, возможно, он считает, что его клиент не является невиновным.
Таким же образом, если судья принимает решение, осуждающее лицо, на основании доказательств, представленных в суде, согрешит ли он, в случае если подсудимый на самом деле окажется не виновным? Ведь судья, вынес решение в соответствии с представленными ему фактами. Он приложил все усилия, чтобы быть справедливым, и любая допущенная им ошибка произошла из-за незнания, а не злого умысла.
В целом, одобряется ли исламом занятие современной юридической практикой? (ЮАР)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Если адвокат осведомлен о факте вины своего клиента, но продолжает защищать его, представляя ложные свидетельства и тому подобное, тогда он совершает грех, а деньги, заработанные таким образом, будут запретными для него. Поэтому адвокат не должен браться за дело того человека, в отношении которого ему известно, что тот является виновным.
В отличие от адвоката, долг судьи заключается в том, чтобы вынести решение в свете представленных ему доказательств и фактов вне зависимости от того, кто на самом деле виновен. По этой же причине, если судья принимает решение в пользу виновного, он не совершит греха, если он принял это решение в свете представленных ему доказательств и фактов.
В хадисе, переданном Умм Сальмой (да будет доволен ею Аллах) говорится, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Поистине, я – человек, а вы приходите с вашими спорами, в которых один из вас может быть более красноречивым (при представлении доказательств), чем другие. И, если я рассужу в его пользу, в свете того, что я услышу, и вынесу решение в пользу одного из вас против прав его брата, то он никогда не возьмет их, потому что, на самом деле, я отрезаю для него кусок Огня. (Мишкат. – Стр. 327; Мазахир хакк. – Том 3, стр. 706)
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Мухаммад Ашраф
Отдел фетв института «Джамиа Махмудия»
Совместный проект с отделом фетв медресе «Ингамия» (ЮАР)
Источник (англ.): Askimam.org
Словарь
Статьи
Биографии
Маулана Мухаммад Юсуф Банури (рахматуллахи алейхи) родился шестого числа месяца Раби-ус-Сани в деревне Махабатабад, расположенной близ станции Рашкай в округе Ма... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →