Главная \\ Фетвы \\ Характер и мораль \\ Общество и культура \\ Можно ли приветствовать и поздравлять немусульман?
Можно ли приветствовать и поздравлять немусульман?
Опубликовано: 24 мая 2012
Вопрос: Ассаламу алейкум.
1) Есть ли такое положение: почтительное приветствие кафира – куфр? И что
значит «почтительно»? Если поздороваться с кафиром словами «Ассаламу алейкум», будет ли это куфром?
2) Если мусульманин поздравит кафира с днем рождения, будет это куфром?
(Россия)
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум
уа рахматуллахи уа баракатух!
1) Ни обычное,
ни уважительное приветствие неверующего не является грехом. Не является это и куфром. Ислам побуждает мусульманина
всегда быть вежливым и уважительным по отношению к другим людям независимо от их религии и национальности,
особенно когда они живут друг с другом в мире. Если мы посмотрим на жизнь и характер Пророка (салляллаху алейхи уа саллям),
мы увидим, что даже когда он обращался к немусульманам или писал немусульманским правителям, приглашая их к
Исламу, он приветствовал их достойными словами.
Что касается приветствия неверующих исламским приветствием («Ассаламу алейкум»), этого делать не стоит.
Как сообщал саидуна Абу Хурайра (радиаллаху анху), Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
لا تبدءوا اليهود ولا
النصارى بالسلام
«Не начинайте свое приветствие иудеев и христиан словами «Ассаламу
алейкум».
(«Сахих Муслим», хадис
2167)
2) Нет греха в том, чтобы просто
поздравить человека или пожелать ему добра в его день рождения. Но запрещено перенимать обычаи немусульман в
праздновании дня рождения. Дни рождения не должны праздноваться так, как это делают немусульмане, и не должны
вводиться их обычаи. («Фатава Рашидия» алламы Рашида Ахмеда
Гангохи)
Тем не менее, поздравление
немусульманина в его день рождения не является куфром.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл
Тармахомед
Джамиат-уль Улама, Дар уль-
Ифта
Перевел: Timur
Дополнение |
Вопрос: Что касается вашего ответа на второй вопрос... Обычаем неверующих является
«поздравлять» определенно в этот день. Не будет ли это как минимум уподоблением? Как сопоставить «не праздновать
так, как делают неверующие» и в то же время делать то, что они обычно делают, – то есть поздравлять?
(Махачкала, Дагестан, Россия)
-----------------------------------
Ответ:
Во имя Аллаха
Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Несомненно, умышленное подражание неверующим запрещено в Исламе. Как сообщал саидуна Абдулла бин
Умар (радиаллаху анху), Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
من تشبه بقوم فهو منهم
«Подражающий народу считается его частью».
(Абу Дауд, хадис 4031)
Следует отметить, что запрещенный в хадисе ташаббух (подражание) немусульманам относится к подражанию им в
отношении того, что специфично для их религии и обычаев. Шейх Джамиль бин Хабиб аль-Лювайхик аль-Мутайри
(хафизахуллах) всесторонне резюмировал данный принцип в своей книге «Запрещенное подражание в свете исламского
правоведения»:
لا
يكون التشبه بالكفار إلا بفعل ما اختصوا به من دينهم أو عاداتهم
«Запрещенное подражание
немусульманам относится только к тому, что специфично для их религии и обычаев». (Стр. 8-12)
Иными словами, запрещен тот ташаббух (подражание) немусульманам, при котором наблюдатель немедленно
ассоциирует это действие с их религией и обычаями. Например, сбривание бороды и отращивание длинных усов. Это
отличительная черта многобожников, и потому она запрещена, о чем говорится в хадисе сборника «Сахих» Аль-Бухари.
Аналогичным образом, если человек сделает себе прическу «ирокез» и покрасит волосы в оранжевый цвет, сторонний
наблюдатель тут же ассоциирует его с распущенными, аморальными людьми. Поэтому такая прическа запрещена из-за
наличия ташаббуха.
Вспоминаю, что
читал подобное объяснение в мальфузат (притчах) хаким-уль-умма, мауланы Ашрафа Али Танви (рахимахуллах).
Что же касается поздравления человека в день
его рождения, это ни с какой конкретной религией не ассоциируется, и это не является обычаем некоего конкретного
народа. Это общемировая практика. Ведь в целом среди людей дата рождения человека является значимым днем. Это не
имеет конкретного отношения к какой-то религии или культу. В Коране мы тоже обнаруживаем упоминание дней, в
которых родились саидуна Яхъя и Иса (алейхимассалям):
وَسَلَامٌ عَلَيْهِ يَوْمَ وُلِدَ وَيَوْمَ يَمُوتُ وَيَوْمَ يُبْعَثُ حَيًّا
«Мир ему в
тот день, когда он родился, в тот день, когда умирает, и в тот день, когда будет воскрешен к жизни!»
(Коран, 19:15)
وَالسَّلَامُ عَلَيَّ يَوْمَ وُلِدْتُ وَيَوْمَ أَمُوتُ وَيَوْمَ أُبْعَثُ حَيًّا
«И мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда скончаюсь, и в тот день,
когда буду воскрешен к жизни». (Коран, 19:33)
Понятно, что данные аяты не говорят о том,
что празднование дней рождения рекомендуется, и никто в действительности не может ссылаться на данные аяты в
качестве доказательства этого. Однако из данных аятов мы видим, что дата рождения человека – примечательный день.
Поэтому у людей имеется привычка поздравлять человека в день его рождения.
При этом запрещается празднование дней рождения способами,
специфичными для норм и обычаев неверующих. Например, с зажиганием свеч на торте, пением специальной песни для дня
рождения и т.д.
Иными словами, не
запрещено желать человеку добра в день его рождения. Однако запрещено праздновать день рождения так, как это
делают неверующие, и так, как это у них принято.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта
Перевел: Timur
Остались неясности? Вы можете уточнить ответ у Алима