Ненавидьте грех, а не грешника
Вопрос:
Всегда и всюду ли в исламе применим принцип «ненавидьте грех, а не грешника»? Есть ли случаи, когда можно ненавидеть человека во имя Аллаха? То есть имеются ли крайние случаи (например, когда неверующий жестоко убивает мусульман и т. д.), при которых человека все же можно ненавидеть?
Можно ли ненавидеть того, кто открыто грешит? Или, скажем, того, кто насмехается над сунной?
Разъясните данный вопрос. (Швейцария)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Принцип «ненавидьте грех, а не грешника» следует из приводимого ниже хадиса:
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ ـ رضى الله عنه ـ قَالَ سَمِعْتُ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم يَقُولُ " إِذَا زَنَتْ أَمَةُ أَحَدِكُمْ، فَتَبَيَّنَ زِنَاهَا فَلْيَجْلِدْهَا الْحَدَّ، وَلاَ يُثَرِّبْ عَلَيْهَا، ثُمَّ إِنْ زَنَتْ فَلْيَجْلِدْهَا الْحَدَّ وَلاَ يُثَرِّبْ، ثُمَّ إِنْ زَنَتِ الثَّالِثَةَ فَتَبَيَّنَ زِنَاهَا فَلْيَبِعْهَا وَلَوْ بِحَبْلٍ مِنْ شَعَرٍ "
Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) приводил следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):
– Если ваша рабыня вступит в недозволенную интимную связь, и это действие будет доказано, ее полагается отхлестать, и после этого никто не должен обвинять ее. Если она совершит это действие во второй раз, ее следует отхлестать, и после этого никто не должен обвинять ее. Если она совершит это в третий раз, и это будет доказано, то ее следует продать, даже если ценой будет лишь волосяная веревка. (Бухари)
Из данных слов видно, что следует различать понятия «грех» и «грешник». Грешник пострадает за совершенный им грех, но это не дает нам права унижать его более данного наказания. Такими унижениями мы лишь поможем Дьяволу.
Обратите внимание на следующий хадис:
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم أُتِيَ بِرَجُلٍ قَدْ شَرِبَ فَقَالَ " اضْرِبُوهُ " . قَالَ أَبُو هُرَيْرَةَ فَمِنَّا الضَّارِبُ بِيَدِهِ وَالضَّارِبُ بِنَعْلِهِ وَالضَّارِبُ بِثَوْبِهِ فَلَمَّا انْصَرَفَ قَالَ بَعْضُ الْقَوْمِ أَخْزَاكَ اللَّهُ . فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم " لاَ تَقُولُوا هَكَذَا لاَ تُعِينُوا عَلَيْهِ الشَّيْطَانَ "
Абу Хурейра рассказывал, что к пророку (мир ему и благословение Аллаха) однажды привели человека, выпившего вино. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Побейте его.
Некоторые били его руками, другие – одеждой. Когда тот повернул лицо, некоторые воскликнули:
– Да опозорит тебя Аллах!
– Не говорите так, – сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха), – а не то поможете Дьяволу одолеть его. (Бухари)
То есть принцип «ненавидьте грех, а не грешника» означает, что, помимо предписанного наказания, грешник не должен получать дополнительных унижений. Но это не значит, что этим принципом можно отстаивать свое право на тесное общение с грешником, если это приводит к воздействию последствий греха на человека. То есть да, унижать грешника нельзя, но следует также и уберечь себя от плохого влияния грешника.
А Аллах знает лучше.
Хузейфа Дидат
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Источник: askimam.org
Словарь
Статьи
Биографии
Жизнь саиды Аиши (радиаллаху анха) – наглядное доказательство тому, что женщина может быть намного более эрудированной, чем мужчины и что она может стать учителем ученых и ... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →