Нужно ли вставать с места, чтобы поприветствовать человека?
Вопрос:
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух! Да благословит Вас Всевышний Аллах, аминь.
Как ученые трактуют хадисы по поводу вставания при встрече со словами приветствия (мира)? Нужно ли вставать при встрече или оставаться в сидячем положении? Также дайте, пожалуйста, комментарий к следующим хадисам:
– Анас бин Малик (да будет доволен им Аллах) говорил, что не было более любимого человека для них, чем Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и когда они видели его, то не вставали, зная, что он не любит это. (Тирмизи. Сунан)
– Передается в «Сахих» имама Бухари и Муслима история Кааба ибн Малика, когда Аллах принял покаяние его и двоих его сотоварищей. Когда Кааб вошел в мечеть, Тальха ибн Убайдулла встал и побежал к нему навстречу, чтобы поприветствовать его и поздравить с прощением Аллаха, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не осудил данный поступок.
– Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) входил к своей дочери Фатыме, она вставала, брала его руку и сажала на свое место. А когда она входила к нему, он брал ее руку и сажал на свое место. (Тирмизи, сахих-хадис)
и др. (Россия, Калининградская обл., Светлый)
Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Ваш вопрос касается того, можно и нужно ли вставать, чтобы поприветствовать вошедшего человека салямом.
Если говорить о том, можно ли вообще приветствовать человека стоя, то да, можно, в этом ничего плохого нет. Это один из возможных видов приветствия салямом. Теперь рассмотрим ситуацию, когда один или несколько человек сидят в помещении, а в это время входит другой человек: можно ли вставать, или же всем нужно оставаться на своих местах? Шейх Бадруддин Айни (милость ему Аллаха) рассматривал этот случай и давал четыре разных ответа в зависимости от обстоятельств:
а) Запрещено вставать, если известно, что входящий человек, вследствие высокомерия и надменности, ждет, чтобы другие встали для него.
б) Порицается (макрух) вставать, если есть чувство, что входящий загордится тем, что люди встали ради него.
в) Разрешается вставать для хорошего или образованного человека из уважения к нему, если видно, что тот не ждет, чтобы другие вставали ради него.
г) Рекомендуется вставать для приветствия того, кто вернулся из поездки или получил радостную весть, чтобы пожелать ему добра и разделить его счастье. Также рекомендуется встать для приветствия человека, которого поразила та или иная беда.
(Айни. Тухфат-уль-ахвази. – Том 8, стр. 24)
Перечисленные вами хадисы нужно рассматривать с учетом вышеприведенного разъяснения. Если его должным образом понять, то станет ясно, что нет никаких противоречий между данными повествованиями. Просто к ним применимы различные правила. Для вашего удобства ниже дан комментарий к каждому хадису:
Первый хадис:
Господин Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сообщал:
«Не было для них человека более любимого, чем Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Когда они видели его, то не вставали, зная, что он не любит этого».
(Тирмизи. – № 2754)
В данном повествовании господин Анас (да будет доволен им Аллах) явно указывает на то, что Пророку (мир ему и благословение Аллаха) не хотелось, чтобы люди вставали для приветствия в его адрес. Такова была его скромность: несмотря на свое самое высокое положение среди людей, он хотел, чтобы с ним вели себя как с самым обычным человеком. Сподвижники хотели бы встать из почтения к нему, но не делали этого, зная, что это доставит неудобства Пророку (мир ему и благословение Аллаха).
Второй хадис:
Господин Кааб ибн Малик (да будет доволен им Аллах) говорил:
«Я вошел в мечеть и сразу увидел Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Затем Тальха ибн Убайдулла (да будет доволен им Аллах) встал, подбежал ко мне, пожал руку и поздравил».
(Бухари. Сахих. – Глава о рукопожатиях)
Господин Тальха ибн Убайдулла (да будет доволен им Аллах) поздравил господина Кааба (да будет доволен им Аллах) с тем, что были ниспосланы аяты о принятии его покаяния. Будучи его близким другом, господин Абу Тальха встал, чтобы поприветствовать господина Кааба и разделить с ним его радость. Данная ситуация относится к четвертой категории случаев, о которых писал шейх Бадруддин Айни (милость ему Аллаха).
Третий хадис:
Госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала:
«Я не видела, чтобы кто-нибудь был так похож на Пророка (мир ему и благословение Аллаха), как Фатыма, в его речи и в том, как он сидел. Когда она приходила к нему, он вставал, чтобы поприветствовать и поцеловать ее. Затем он брал ее за руку и усаживал на свое место. Когда же Пророк приходил к ней, она вставала, чтобы поприветствовать его, целовала его и брала за руку».
(Насаи. Сунан кубра. – № 9193)
Данный хадис указывает на большую любовь отца к дочери и дочери к отцу. Понятно, что Пророк Аллаха вставал из-за любви к Фатыме, а она делала то же самое из любви к нему. Поскольку здесь не было никакой гордыни, а все делалось из чистой любви и уважения, то данная ситуация относится к третьей категории случаев, рассмотренных шейхом Бадруддином Айни (милость ему Аллаха).
А в первом рассмотренном хадисе Пророку (мир ему и благословение Аллаха) не нравилось, когда люди вставали в его присутствии, поскольку таков был обычай в окружении надменных правителей, ожидавших, что подчиненные встанут ради них.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) питал отвращение к высокомерию и потому не любил, когда люди вставали ради него. Это не значит, что вставать для приветствия человека полностью запрещено при любых обстоятельствах, и третий хадис о госпоже Фатыме (да будет доволен ею Аллах) показывает, что общего запрета на данное действие нет. Запрещено оно в тех случаях, когда может быть принято в качестве выражения надменности. Поэтому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
«Кто хочет, чтобы люди вставали для него, пусть приготовит себе место в аду».
(Тирмизи. – № 2755, передал Абу Миджляз)
Данный хадис запрещает человеку желать того, чтобы люди вставали ради него из-за его положения. Это демонстрирует первую и вторую категорию случаев, о которых говорил шейх Бадруддин Айни (милость ему Аллаха).
Если же люди встают, чтобы поприветствовать человека из уважения или любви к нему, то в этом ничего плохого нет, если он не рассчитывает и не надеется на это.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Перевел: Timur (Q540)
Словарь
Статьи
Биографии
Знания и элементы духовности, оставленные муршидом-алямом, хазратом, мауланой, пиром (шейхом) Гулямом Хабибом Накшбанди (рахматуллахи алейхи).Самым высоким статусом... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →