О накшбандийском тарикате
Опубликовано: 14 декабря 2011
Вопрос:
Ассаламу
алейкум уа рахматуллах!
Правда ли, что Салман Фарси (радиаллаху анху) был одним из
основоположников суфийского учения, и
какого? Есть ли оно в наше время? И какое?
Накшбандия?
(Россия,
Москва)
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу
алейкум уа рахматуллахи
уа баракатух!
Накшбандийский суфийский тарикат, как
и другие тарикаты, существует и по сей
день, но в нынешнее время найти настоящего
суфийского шейха накшбандийского или
любого иного тариката, который бы строго
придерживался Корана и Сунны, не так
просто. Большинство нынешних шейхов
слепо следует своим предшественникам,
даже не задумываясь о том, основаны ли
практикуемые ими действия на Коране и
Сунне, или нет. Тем не менее, несомненно
существует небольшое количество шейхов
накшбандийского и иных тарикатов,
придерживающихся Корана и Сунны, но
встречаются они редко.
Следует
отметить, что данные названия (тарикаты)
не существовали во времена Посланника
Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям),
сахабов и табиинов. Хотя в то время
духовная цепочка передачи и существовала,
она не была неким образом кодифицирована,
и ее в то время никак не называли.
Впоследствии, люди систематизировали
и формализовали духовные цепочки и дали
им названия. Название накшбандийского
тариката появилось во времена Багаутдина
ан-Накшбанди (рахимахуллах), родившегося
в 717 г.х. Аллах даровал ему всеобщее
признание из-за его набожности и знаний.
Впоследствии, те, кто получал у него
духовные знания, стали называться
накшбандийцами (поскольку их шейха
звали Накшбанди). Если проследить, куда
восходит цепочка учителей имама
Багаутдина ан-Накшбанди, можно
обнаружить, что она ведет к саидуне
Салману аль-Фариси, саидуне Абу Бакру
и, наконец, к самому Посланнику Аллаха
(салляллаху алейхи уа саллям), поскольку
знания передавались из поколения в
поколение. Именно таким образом Салман
(радиаллаху анху) имеет отношение к
накшбандийскому суфийскому тарикату.
Однако
из этого не следует, что действия
абсолютно всех приверженцев и духовных
наставников, относящихся к накшбандийскому
тарикату, соответствуют учениям
Посланника Аллаха (салляллаху алейхи
уа саллям), Абу Бакра и Салмана (радиаллаху
анхума). Наоборот, многие приверженцы
накшбандийского тариката в настоящее
время совершают немало действий, явно
противоречащих учениям Посланника
Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) и
упомянутых двух сахабов. Возможно не
все, но многие из практикуемых ими
действий не подкрепляются никакими
аятами и хадисами. Поэтому не следует
слепо думать, что весь накшбандийский
тарикат верен только из-за того, что в
духовной цепочке присутствуют имена
Салмана аль-Фарси и Абу Бакра (радиаллаху
анху).
Если
человек хочет вступить в накшбандийский
или любой иной суфийский тарикат, следует
убедиться, что он следует тем суфиям,
которые строго придерживаются учений
Корана и Сунны без каких бы то ни было
новшеств и безосновательных ритуалов.
Следует
помнить, что в Исламе принимается только
тот суфизм, который соответствует
Корану, хадисам и учениям сахабов
(радиаллаху анхум).
А
Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий
Сухайл Тармахомед
Проверено
и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Джамиат-уль
Улама, Дар уль-Ифта
Остались неясности? Вы можете уточнить ответ у Алима