О суфизме в Дагестане
Вопрос:
Ассаламу алейкум!
Такой вопрос: в Дагестане очень продвинута практика «Суфизм», и есть настоящие шейхи накшбандийского и шазилийского тарикатов. Есть и псевдосуфии (и их у нас предостаточно).
Дагестан сам изначально был полон суфиями, альхамдулиллях. Но находятся и те, кто отрицают их, и считают, что в Дагестане нет суфизма (вначале вообще отрицали суфизм, а потом начали отрицать суфизм именно Дагестана).
Можно узнать, вы слышали о суфизме Дагестана? (Россия, Дагестан)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
К сожалению, не можем сказать, что хорошо знакомы с суфизмом, практикуемым в Дагестане, поэтому дать комментарии конкретно по нему не можем. В принципе, следует понимать, что неправильно считать, что абсолютно все формы суфизма ошибочны. Суфизм (тасаввуф), находящийся в соответствии с Кораном и хадисами, правилен. И такой тасаввуф практикуется во многих регионах мира, ведь это суть учений Корана и хадисов. Цель и смысл тасаввуфа – в прививании хороших и похвальных качеств и устранении и обуздании плохих качеств. Иными словами, цель тасаввуфа (суфизма) – приобретение таквы (сознательности в отношении Аллаха) и хусн-уль-хулюк (хорошего характера). И это то, на чем акцентируют внимание Коран и хадисы.
Конечно, тех действий, ассоциируемых с суфизмом (тасаввуфом), которые не установлены ни Кораном, ни хадисами, ни жизнью (сирой) пророка ﷺ, ни его сподвижниками (да будет доволен ими Аллах), необходимо остерегаться и воздерживаться от них.
Соответственно, если суфизм в Дагестане или, собственно говоря, любом другом регионе (стране) практикуется в соответствии с принципами Корана и хадисов, то это прекрасно. Если же суфизм практикуется в противоречии с принципами Корана и хадисов, то это нужно исправлять добрым и вежливым образом, с мудростью и милосердием, без драк, насилия и ссор. Нужно всегда помнить мягкий подход пророка ﷺ, когда он исправлял ошибки.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Дополнение |
Вопрос: Ассаламу алейкум, уважаемый брат. Да освятит Аллах ваш лик сиянием имана в обоих мирах.
У нас вопрос по поводу суфизма в Дагестане. Дагестан – это республика в составе Российской Федерации, и влияние мюридов из этой страны также оказывается на некоторое русскоязычное население бывшего СССР.
Мюриды этой республики, а также их известный муршид считают, что в мире нигде нет такого чистого Ислама и чистого тариката, как в Дагестане, о чем их муршид открыто заявляет. Мы как мусульмане, любящие свою религию и заботящиеся о своем имане, хотим спросить у вас об одном случае с этими людьми.
Мюриды совершили длинный путь в город в соседнем регионе, чтобы сделать зиярат к своему шейху.
Они говорят что является «мустахабом» читать суру «Аль-Фатиха» у каждой двери по пути к могиле и отдавать награду умершему. После этого они сели вокруг могилы шейха и посвятили ему «назм» (стихи), содержание которого нас очень волнует.
И вот перевод их стихов:
«Ты наших душ отец великий, Вера (доверие) к тебе всегда у нас.
Сегодня в этом мире и завтра умирая, вера в тебя есть, Махмуд-афанди.
В мучениях, в миг отделения души (т. е. в смертный час) твоя помощь тоже нужна, опытный устаз.
После смерти когда в могилу положат, Мункар-Накиру ты тоже отвечай.
В Судный день на Арше когда ответ будем держать, если мы ослабеем, поддержи, ты там тоже нам помоги.
Если на мосту Сират у нас ноги подскользнутся, духовный отец Махмуд, приходи нас спасать.
Не бросай нас, так как мы – мюриды твоих последователей, ведь мы – дети отца одного из цепи вашей силсила.
Какие бы слабые мы ни были, надеемся на твой баракат.
Нам, ищущим твой тавассуль (путь приближения), в помощи не откажи.
Когда мюрид (ученик) нуждается в готовом муршиде (учителе), обрати на нас внимание, у тебя просящих.
В день, когда будем нуждаться, о помогающий кутб, не запрещай входить в твой двор».
Они аргументируют это тем, что это вид тавассуля, и они не поклоняются шейху, а лишь просят у него, считая, что шейх их может слышать. И считают это вполне нормальным явлением.
Уважаемый брат, насколько их слова в стихе и в общем обряды соответствуют пречистой Сунне? (Казахстан)
Ответ:
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Заявления о том, что чистый ислам и чистый тарикат сосредоточены только лишь в одном регионе или одной стране, неверны. Истинные ислам и тарикат (тасаввуф) практикуются во многих странах мира.
Посещение могилы шейха или любого другого мусульманина и мольбы за усопшего являются дозволенным действием. Разрешается также совершать хорошие поступки и передавать саваб умершему – это установлено Сунной.
Однако остановки у каждой двери по дороге к могиле и чтение у них суры «Фатиха» не установлены ни Кораном, ни Сунной, и от этих действий нужно воздержаться.
Ни о какой помощи умершего просить нельзя. Слова стихов, приведенных в Вашем письме (в той переведенной форме, в которой мы их получили), не соответствуют Корану и Сунне. Произносить такие слова не разрешается. И Аллах говорит в Священном Коране:
وَمَا يَسْتَوِي الْأَحْيَاءُ وَلَا الْأَمْوَاتُ إِنَّ اللَّهَ يُسْمِعُ مَنْ يَشَاءُ وَمَا أَنْتَ بِمُسْمِعٍ مَنْ فِي الْقُبُورِ
Не равны живые и мертвые. Аллах дает слух, кому пожелает. Ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле. (Коран, 35:22)
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Словарь
Статьи
Биографии
Имам Шафии (рахматуллахи алейхи) был великим ученым своего времени. Уже в самом раннем детстве он приобрел большой объем знаний. Имама cахиба высоко ценили за его эрудицию ... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →