Существуют ли «пять точек пророков» и «третий глаз»?
Во имя Аллаха
Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Данная практика не
находит никакого подтверждения в Коране, хадисах и учениях сахабов. Самый быстрый и легкий способ достичь Аллаха и добиться Его близости — это практикование
Сунны. Ничто так не эффективно для восхождения по ступеням сулука, как приверженность Сунне.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат-уль Улама, Дар
уль-Ифта
Перевел: Timur (Q356)
Вопрос: В фетве сказано, что в хадисах и Сунне нет упоминания о пяти точках лата'иф. Я следую
тарикату Накшибандиййа. Что мне теперь делать? Следует ли мне отказаться от этого метода?
(Казахстан)Дополнение
-----------------------------------
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и
Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Принципы, которыми должен
руководствоваться человек, установлены Священным Кораном, хадисами и шариатом. Наши поступки считаются верными в
том случае, если они соответствуют данным принципам.
«Латаиф», о которых Вы спрашиваете, представляют собой
точки фокусировки, на которых сосредотачивается салик (идущий по пути к Аллаху) во время тихого зикра («зикр-
хафи»).
Следует понимать, что правило, приведенное в нижеследующем аяте Корана:
Поминай Господа в своем сердце с покорностью и трепетом...
(Коран, 7:205)
является принципом, которым мы должны руководствоваться. Если шейхи советуют мюридам (ученикам) сосредоточиться на сердце (точке фокусировки Кальб) во время тихого зикра ("Аллах, Аллах"); если они сосредотачиваются на иных ведущих точках фокусировки, называемых шейхами «латыфа Кальб», «Рух», «латыфа Сирр», «Хафи» и «Ахфа», и тренируют их, чтобы слова «Аллах, Аллах» отпечатались на них, то в этом ничего плохого нет, поскольку такие действия соответствуют установлению Священного Корана.
В настоящее время мы, мусульмане, стараемся заниматься физическим ибадатом, но, если сердце не развито духовно, желаемого результата от наших действий получено не будет.
Всемогущий и Великий Аллах говорит:
...в тот день, когда ни богатство, ни сыновья не будут ничем (никому) полезны, кроме тех, кто придет к Аллаху с крепким сердцем
(Коран, 26:88- 89).
Чтобы сердце стало крепким (кальб-салим), о важности чего говорится в вышеприведенном аяте, необходимо работать (совершать зикр) для развития такого крепкого сердца. Аллах вдохновил наших шейхов, и такая практика полностью соответствует шариату.
Третий глаз, о котором вы спрашиваете, не находит никаких подтверждений в Исламе. В Исламе говорится, что мы должны постоянно чувствовать присутствие Аллаха.
Это относится к следующим двум аятам Корана:
Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит все, что вы совершаете
(Коран, 57:4).
وَنَحْنُ أَقْرَبُ إِلَيْهِ مِنْ حَبْلِ الْوَرِيدِ
Мы ближе к нему, чем (его) яремная вена
(Коран, 50:16).
Как мы знаем, планы учебных программ исламских школ и институтов не берутся из Корана и хадисов. Ни в Коране, ни в хадисах не говорится, что нужно изучить такую-то книгу по фикху, такой-то учебник по грамматике и т.д. Однако данные предметы помогают нам в понимании нашей религии, поэтому ученые включили их в свою учебную программу. Такая же ситуация – с упражнениями очищения сердца и развития таквы.
Во времена имама Аль-Газали (рахимахуллах) среди мусульман получила распространение греческая философия. Для ее опровержения в традиционных исламских учебных заведениях были введены в качестве предметов различные терминологии, логика (мантык), философия. Предметы были направлены на развитие у студентов лучшего понимания Ислама. Эти действия не преследовали цели введения в Ислам чего-то нового. Данные предметы служили инструментом для лучшего понимания Ислама с учетом окружающих обстоятельств.
Поэтому, когда шейхи накшбандийского тариката говорят о «латаиф» и их развитии, они преследуют цель духовного развития человека, чтобы он обрел такву.
Подобно тому, как во времена, последовавшие после золотой эры Ислама, алимы передали такие предметы, как фикх (правоведение), его принципы (усуль-уль-фикх, основы правоведения), асма-ур- риджаль (наука определения достоверности передатчиков хадисов), так же и шейхи формализовали с помощью специальных терминов способы, посредством которых мы можем достичь таквы и близости к Аллаху.
То есть в определенных сферах, под воздействием требований времени, методы достижения целей шариата эволюционируют. Эти методы представляют собой лишь внешние инструменты для достижения целей. Сами же по себе они целями не являются. Поэтому если они не являются недозволенными и не ведут к разложению непреложной веры в единственность Аллаха и превосходство Корана и хадисов над всем остальным, то в таком случае применение данных инструментов и методов будет разрешенным и даже, иной раз, рекомендуемым.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Маулана Муса Акуди,
заместитель (халифа) шейха Зульфикара Накшбанди
Перевел: Timur
Словарь
Статьи
Биографии
Известный исламский ученый, шейх Мухаммад ибн Мухаммад Аувама родился 1 января 1940 года в Алеппо. До начала своего обучения в 1953 году, он посещал уроки шейха Мухаммада Ас-Салькы... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →