Когда лучше возмещать пропущенный пост рамадана?
Вопрос: Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух, хочу узнать, когда лучше возместить один день рамадана: сразу по истечении шестидневного поста в шаввале (то есть на следующий день), либо вместе с сунна-постом в понедельник или четверг? Как лучше всего? Это меня интересует. Джазакаллаху хайран. (Семенов, Нижегородская обл.)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Совершать каза (возмещение) за рамадан можно в любое время года, поскольку веление о возмещении пропущенных дней поста рамадана носит в Коране общий характер. Всевышний Аллах говорит:
يَاأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ أَيَّامًا مَعْدُودَاتٍ فَمَنْ كَانَ مِنْكُمْ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ
Верующие! Как и тем, кто жил до вас, вам предписан пост, чтобы вы могли быть богобоязненными. Он длится считанные дни. Если же кто из вас болен или находится в пути, ему – то же число других дней. (Коран, 2:183–184)
Здесь веление Корана состоит в том, чтобы совершить каза пропущенных дней поста рамадана в «другие дни», то есть дни за пределами рамадана без ограничения на то, чтобы они исполнялись сразу же после этого месяца. Поэтому можно это сделать до шести дней поста шавваля (что будет предпочтительным) или после этого, или же в течение любого иного месяца, если возмещение завершается до наступления следующего рамадана.
Госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) так рассказывала о собственном опыте:
كان يكون علي الصوم من رمضان، فما أستطيع أن أقضيه إلا في شعبان، الشغل من رسول الله صلى الله عليه وسلم، أو برسول الله صلى الله عليه وسلم
У меня были (пропущенные) дни поста рамадана, и я не могла возместить их, кроме как в шаабане из-за занятости делами пророка (мир ему и благословение Аллаха). (Муслим. Сахих. – № 1146)
Из данного повествования следуют два момента:
1) Будучи женщиной, госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) не могла поститься в некоторые дни рамадана. Поэтому ей приходилось возмещать пропущенные дни поста позднее, даже в шаабан (месяц, предшествующий следующему рамадану). Она задерживала возмещение с разрешения пророка (мир ему и благословение Аллаха) из-за занятости его делами. Данный факт выступает доводом в пользу дозволенности совершения каза пропущенных дней поста рамадана в любое время года до следующего рамадана.
2) Она старалась восполнить все пропущенные дни поста рамадана до наступления следующего рамадана. Поэтому человеку, пропустившему дни поста рамадана, не следует откладывать их до следующего рамадана. Если такое произошло, то каза нужно совершить после того рамадана. (Кудури. Мухтасар. – Стр. 63)
وقضاء رمضان إن شاء فرقه وإن شاء تابعه فإن أخره حتى دخل رمضان آخر صام رمضان الثاني وقضى الأول بعده
Что касается того, как лучше всего поступать в случае наличия дней поста рамадана, которые нужно возместить, то лучше возмещать их сразу после рамадана, а после них исполнить шесть дней поста шавваля, ведь в хадисе говорится:
من صام رمضان ثم أتبعه ستا من شوال، كان كصيام الدهر
Кто постится в рамадан, после чего исполняет шесть дней поста шавваля, он словно бы постился весь год. (Муслим. Сахих. – № 1164, передал Абу Аюб)
Основываясь на данном хадисе, некоторые алимы говорят, что человек получит награду за соблюдение шести дней поста шавваля лишь в том случае, если они исполнялись после возмещения всех пропущенных дней поста рамадана в рамках шавваля. Но большинство алимов полагают, что человек не будет лишен награды за шесть дней поста шавваля, даже если он исполнил их до возмещения пропущенных дней поста рамадана. В пользу этого говорит и хадис госпожи Аиши (да будет доволен ею Аллах), приведенный ранее.
Во избежание различия во мнениях по вопросу награды за шесть дней поста шавваля лучше всего возмещать все пропущенные дни поста рамадана в начале шавваля, чтобы можно было успеть совершить потом и шесть дней поста шавваля.
Как бы то ни было, если вы вначале исполните шесть дней поста шавваля, а уже затем, в какое-то иное время года, будете исполнять каза, вы, даст Аллах, получите ту же награду.
Вы не обязаны исполнять каза-пост именно по понедельникам и четвергам, но, как бы то ни было, это будет хорошим поступком, ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) любил поститься в эти два дня недели по той причине, что в эти дни поступки человека представляются Аллаху.
تعرض الأعمال يوم الاثنين والخميس، فأحب أن يعرض عملي وأنا صائم
Поступки представляются Аллаху по понедельникам и четвергам, поэтому я хочу, чтобы мои действия были представлены Аллаху в то время, когда я держу пост. (Тирмизи. Сунан. – № 747, передал Абу Хурейра)
Соответственно, даже если вы по понедельникам и четвергам держите каза-пост, то факт в том, что вы находитесь в состоянии поста, когда ваши поступки возносятся Аллаху.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Q671
Словарь
Статьи
Биографии
Он был родом из племени бану Хузайль, являясь верным союзником племени бану Захра. Будучи мальчиком, он бродил вдали от людей по тропинкам мекканских гор и пас стада вождя курайшитов... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →