Можно ли в рамадан ограничиться девятью днями поста?
Вопрос: Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух! Уважаемые братья мусульмане и ученые алимы этого сайта! Ответьте, пожалуйста. У нас некоторые мусульмане в месяце рамадане хотят держать пост вначале три дня, в середине три дня, и в конце три дня. И некоторые имамы мечети это одобряют, говорят, что можно, и с таким начинанием этот мусульманин придет к религии. Они ссылаются на хадисы, что не затрудняйте религию, а облегчайте религию. Что ответите на это, дорогие алимы, инша Аллах? Заранее джазакумуллаху хайран. (Горно-Алтайск, Алтай)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Каждый дееспособный мусульманин, достигший возраста половозрелости, обязан поститься весь месяц рамадан. Те, кто болен, находится в пути или не способен поститься (как бывает в случае с беременными и кормящими женщинами), освобождаются от поста рамадана, но им нужно будет восполнить пропущенные дни поста, как только к ним вернется здоровье, или завершится период кормления и беременности.
В Коране Аллах говорит о посте в течение всего этого месяца:
شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنْزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ فَمَنْ شَهِدَ مِنْكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُوا الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُوا اللَّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ
В месяц рамадан был ниспослан Коран в качестве руководства для человечества и ясных знамений для указания верного пути и различения истины и лжи. Кто из вас застанет этот месяц, пусть постится. Но кто болен или находится в пути, тому – то же число других дней. Аллах желает вам облегчения, а не трудностей. Все это чтобы вы завершили предписанное число дней, возвеличили Аллаха за наставление на верный путь и могли быть благодарными. (Коран, 2:185)
При внимательном рассмотрении слов аята видно, что указание на пост дается в отношении всего месяца, а не нескольких его дней. Поэтому пост в течение всего месяца обязателен. Аллах говорит, чтобы все заставшие этот месяц постились, причем буквально с арабского фраза звучит как «постили его»: под «его» подразумевается месяц (الشهر), то есть смысл – «постились весь месяц» (الشهر الكامل). Никакого упоминания о посте лишь в течение трех дней в начале, середине и конце нет. И никаких оснований для подобного тоже нет. Кроме того, и пророк (мир ему и благословение Аллаха), и его сподвижники постились весь месяц. И консенсус (иджма) уммы тоже состоит в том, что поститься нужно весь месяц.
В хадисе, приводящем основы ислама, пророк (мир ему и благословение) говорил об обязанности поста так:
وتصوم رمضان
И поститься (весь) рамадан. (Бухари. Сахих. – № 50, передал Абу Хурейра)
Хадис об облегчении в религии и неусложнении ее, о котором вы пишете, вырван из контекста. Не имея должных знаний и понимания, очень легко злоупотребить этим хадисом и применять его к любой ситуации, которая человеку представляется неудобной. Если такое будет дозволено, что же тогда останется от религии?
Те, кто ссылается на этот хадис для оправдания поста лишь в течение нескольких дней рамадана, повинны в злоупотреблении хадисом, и это очень опасно для веры человека (да защитит нас от этого Аллах! Аминь). Завтра кто-нибудь заявит, что пятикратный намаз сложен и злоупотребит хадисом, чтобы уменьшить количество молитв до трех или одного раза в день. Что тогда останется от религии и предписаний Корана и хадисов?
Трактовку Корана и хадисов следует доверить алимам, хорошо разбирающимся в тафсире, хадисах и фикхе и основывающим трактовку на других аятах Корана, хадисах и учении сподвижников (да будет доволен ими Аллах) для обеспечения ее соответствия и правильности перед Аллахом.
В аяте, где говорится о посте в рамадан, Аллах Сам разъясняет, что подразумевается под облегчением в религии. В том же аяте Аллах говорит:
وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ
Но кто болен или находится в пути, тому – то же число других дней. Аллах желает вам облегчения, а не трудностей. (Коран, 2:185)
По умолчанию каждый взрослый мусульманин должен поститься в течение всего месяца. Но, если человек болен или находится в пути, он освобождается от поста в течение тех дней, когда он болен или путешествует. При этом ему следует восполнить пропущенные дни позднее, когда он будет способен на это. Такая уступка для больных (физически не способных поститься из-за реальных причин) и путников – это и есть облегчения в религии.
А слова о том, что пост в течение трех дней в начале, середине и конце месяца достаточен и является частью религии, безосновательны. Это результат обмана со стороны шайтана.
Да дарует нам всем Аллах верное и истинное понимание Его религии! Аминь.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Q697
Словарь
Статьи
Биографии
Абуль-Хасан Али Надви (р.а.) родился 6-го мухаррама 1333 года по хиджре в деревне Такия Калан (Дайра Шах Аламулла) близ индийского города Рай-Барели.Священному Кора... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →