Проблема начала и завершения поста согласно календарным вычислениям

Вопрос: У нас в стране наступление и завершение месяца Рамадан вычисляют задолго до того, как можно увидеть месяц. Как быть, если месяц еще не увиден, а по календарю, которому следует большинство постящихся, ты должен начать или прекратить пост? Стоит ли делать это со всеми, или же необходимо сначала увидеть месяц? (Россия, Татарстан)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Необходимо увидеть новый месяц для объявления начала месяца рамадана или его завершения (ночь Ид-уль-фитр). Пророк ﷺ дал нам очень четкие на этот счет указания:
صوموا لرؤيته وأفطروا لرؤيته، فإن غمي عليكم الشهر فعدوا ثلاثين
Поститесь, когда увидите полумесяц (начала месяца рамадана) и завершайте пост (т. е. празднуйте Ид), когда увидите полумесяц (месяца шаввваля). Если месяц не может быть увиден, тогда завершите месяц тридцатью днями. (Муслим. Сахих. – Хадис № 1081, передал Абу Хурейра)
Существуют два взгляда алимов по поводу наблюдения за луной:
а) Согласно некоторым ученым, достаточно, чтобы месяц увидели где-либо в мире, и весть об этом была надежно передана, и не должно получиться так, чтобы в месяце оказалось 29 дней или 31 день. (Радд-уль-мухтар)
б) По мнению других ученых, луна должна быть замечена в собственной стране или соседних странах, чтобы можно было объявить о начале или конце месяца по мусульманскому календарю.
Оба этих мнения верны и приемлемы для применения, и община мусульман должна придерживаться того мнения, которое предпочло управление алимов в данной местности.
Вычислять наступление месяца рамадана, как и любого другого месяца, опираясь лишь на астрономические расчеты без наблюдения за луной, неправильно, так как противоречит хадису, в котором наблюдение очень ясно упомянуто. Таким образом, независимо от того, указывают ли научные данные на появление нового месяца в 29-й или же 30-й день, это не имеет никакого значения при определении начала и конца исламского месяца. Научные данные могут быть использованы только в качестве ориентира и вспомогательного средства для определения, в какое время луна может быть видна и т. д.
Поэтому, если без наблюдения за появлением нового месяца заранее объявлено или решено, что рамадан или ид наступит в определенный день, то это неправильно и такую практику необходимо исправить.
Тем не менее, это не должно вызывать разобщенность и раздор среди местных мусульман. Не должно получиться так, что в одной и той же стране одна группа мусульман празднует Ид в один день, а другая – в другой. Единство имеет первостепенное значение, и мусульмане должны придерживаться решения организаций местных алимов. К примеру, если духовное управление объявило о празднике в ошибочный день, и Ид официально будет праздноваться именно в этот день, то следует отмечать Ид со всей страной и сохранить единство, особенно если месяц был замечен в некоторых частях планеты. В качестве меры предосторожности следует держать каза одного дня поста после Ида.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)

последние Фетвы
- Запрещено ли сбривать волосы другому будучи самому в ихраме?
- Выход из ихрама: допускается ли использование машинки для стрижки?
- Можно ли совершить хадж за умершего, который не завещал этого делать?
- Разрешено ли совершать дополнительную умру после хаджа?
- Можно ли читать в обязательных намазах дополнительные дуа?
Словарь
Статьи
Биографии
«За последние пять веков исламской истории еще не было ни одной личности, подобной маулане Кашмири» (Мухаммад Икбаль). Разве найдется тот, кто смог бы объяснить превосходст... Подробнее →
Книги

190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →