Проблема начала и завершения поста согласно календарным вычислениям
Вопрос: У нас в стране наступление и завершение месяца Рамадан вычисляют задолго до того, как можно увидеть месяц. Как быть, если месяц еще не увиден, а по календарю, которому следует большинство постящихся, ты должен начать или прекратить пост? Стоит ли делать это со всеми, или же необходимо сначала увидеть месяц? (Россия, Татарстан)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Необходимо увидеть новый месяц для объявления начала месяца рамадана или его завершения (ночь Ид-уль-фитр). Пророк ﷺ дал нам очень четкие на этот счет указания:
صوموا لرؤيته وأفطروا لرؤيته، فإن غمي عليكم الشهر فعدوا ثلاثين
Поститесь, когда увидите полумесяц (начала месяца рамадана) и завершайте пост (т. е. празднуйте Ид), когда увидите полумесяц (месяца шаввваля). Если месяц не может быть увиден, тогда завершите месяц тридцатью днями. (Муслим. Сахих. – Хадис № 1081, передал Абу Хурейра)
Существуют два взгляда алимов по поводу наблюдения за луной:
а) Согласно некоторым ученым, достаточно, чтобы месяц увидели где-либо в мире, и весть об этом была надежно передана, и не должно получиться так, чтобы в месяце оказалось 29 дней или 31 день. (Радд-уль-мухтар)
б) По мнению других ученых, луна должна быть замечена в собственной стране или соседних странах, чтобы можно было объявить о начале или конце месяца по мусульманскому календарю.
Оба этих мнения верны и приемлемы для применения, и община мусульман должна придерживаться того мнения, которое предпочло управление алимов в данной местности.
Вычислять наступление месяца рамадана, как и любого другого месяца, опираясь лишь на астрономические расчеты без наблюдения за луной, неправильно, так как противоречит хадису, в котором наблюдение очень ясно упомянуто. Таким образом, независимо от того, указывают ли научные данные на появление нового месяца в 29-й или же 30-й день, это не имеет никакого значения при определении начала и конца исламского месяца. Научные данные могут быть использованы только в качестве ориентира и вспомогательного средства для определения, в какое время луна может быть видна и т. д.
Поэтому, если без наблюдения за появлением нового месяца заранее объявлено или решено, что рамадан или ид наступит в определенный день, то это неправильно и такую практику необходимо исправить.
Тем не менее, это не должно вызывать разобщенность и раздор среди местных мусульман. Не должно получиться так, что в одной и той же стране одна группа мусульман празднует Ид в один день, а другая – в другой. Единство имеет первостепенное значение, и мусульмане должны придерживаться решения организаций местных алимов. К примеру, если духовное управление объявило о празднике в ошибочный день, и Ид официально будет праздноваться именно в этот день, то следует отмечать Ид со всей страной и сохранить единство, особенно если месяц был замечен в некоторых частях планеты. В качестве меры предосторожности следует держать каза одного дня поста после Ида.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Словарь
Статьи
Биографии
Хава была первой женщиной и первой мусульманкой, которую создал Всевышний Аллах. Хава символизирует женственность с одной стороны, а с другой представляется, как «первоначало всей ... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →