Каким должен быть дагват?
Вопрос:
Разъясните, пожалуйста, как правильно проводить дагват (пропаганду ислама) с умом, добротой и мудростью. Как донести исламское послание до друзей и родственников? Как человеку дать знать о грехе и о лучшем варианте действий (сунне)? Как использовать социальные сети для дагвата? Нужно ли в твиттере и пр. призывать каждого встречного к исламу? Или достаточно просто писать об исламе? Как сообщить человеку о его неправильных поступках в соцсетях? Некоторые люди категорически против исламского учения, поскольку оно кажется им «экстремистским». Я стараюсь не отвечать им их же словами, а просто прекращаю дискуссию, если понимаю, что она никуда не ведет. Я стараюсь направлять родственникам и друзьям сообщения и письма об исламе, хотя, конечно, заставить прочитать их я не могу. Если что-то замечаю, направляю сообщение всем, не выделяя кого-то одного.
И еще: достаточно ли ненавидеть грех сердцем без собственного вмешательства и словесного упрека? Ведь это же низшая ступень веры, не следует ли постоянно напоминать друг другу об этом? Не знаю, может я что-то делаю не так без такта и мудрости, что люди не понимают или обижаются… Я беспокоюсь о том, что делаю недостаточно. Но при этом знаю, что в религии нет места излишествам. Поэтому хотелось бы найти некий баланс и не чувствовать себя виноватой.
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Способ дагвата, его тон, содержание и др. зависят от конкретной ситуации. Одного незыблемого правила на все случаи нет. Но при этом следует руководствоваться тем, что советовали алимы, которые указывали на четыре важных момента, касающихся дагвата:
а) случай (ситуация): посмотрите, уместна ли имеющаяся ситуация, является ли она подходящей;
б) способ представления дагвата тоже должен быть уместным;
в) вы должны понимать и учитывать темперамент человека;
г) дагват должен касаться только истинных положений ислама.
Во время дагвата помните об этих четырех моментах, и, даст Аллах, вы сами найдете нужный баланс. Не предавайтесь слишком долгим размышлениям над дагватом, это лишь беспричинно осложнит его для вас.
Нелюбовь к греху – это, действительно, наименьшее, что может сделать обладающий верой. Более высокий уровень – запрет плохого руками или языком. Но если есть опасение, что от явного выражения запрета плохого поступка человек обидится, или отношения между людьми дадут трещину, то в этом случае явное и прямое выражение запрета не будет обязательным. Вместо этого следует сказать о плохом в более общих терминах и при этом неприязненно относиться к греху в своем сердце.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Словарь
Статьи
Биографии
Среди той мириады звезд, которые произвел на свет Ислам за свою более чем четырнадцативековую историю, есть и такие, о которых мы знаем очень мало, если и вообще слышали о них что-нибудь.... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →