Разрешается ли чтение сур и аятов Корана на кладбище?
Вопрос: Разрешается ли на кладбище чтение сур и аятов Корана, когда приходишь на могилу родственника? Есть хадис, в котором Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) говорит, чтобы люди не превращали свои дома в кладбища. Является ли он достоверным и руководством в этом случае, и вообще, каковы адабы посещения могил? (Самара, Россия)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Чтение аятов и сур Корана у могил умерших мусульман разрешается и вознаграждается. Господин Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передавал следующее высказывание пророка (мир ему и благословение Аллаха):
إذا مات أحدكم فلا تحبسوه وأسرعوا به إلى قبره وليقرأ عند رأسه فاتحة الكتاب وعند رجليه بخاتمة البقرة في قبره
Когда человек умирает, не держите его тело долго в доме. Поторопитесь похоронить его и прочитайте суру «Фатиха» у изголовья могилы и последние аяты суры «Корова» у его ног. (Байхакы. Шуаб-уль-иман. – № 8986)
Отсюда ясно, что читать Коран у могилы умершего мусульманина – рекомендуемое действие, которое приносит пользу. Если б оно было бесполезным для умершего, пророк (мир ему и благословение Аллаха) не порекомендовал бы его.
В сборниках «Сахих» Бухари и «Сахих» Муслима приводится сообщение о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) проходил мимо двух могил, и Аллах дал ему знать, по какой причине наказаны их обитатели. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил своим сподвижникам о наказании и сказал, что это произошло вследствие двух привычек, которые представляются незначительными (хотя для Аллаха они имеют большое значение). Один из умерших наказан за сплетни, а второй – за пренебрежение очищением после мочеиспускания. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пожалел их. Он попросил дать ему две свежих ветки дерева и установил по одной из них на каждой могиле:
– Быть может, это смягчит их наказание, пока эти ветки не высохнут (поскольку ветки и листья возносят хвалу Аллаху).
Комментируя данное сообщение, имам Навави (милость ему Аллаха) писал:
واستحب العلماء قراءة القرآن عند القبر لهذا الحديث لأنه إذا كان يرجى التخفيف بتسبيح الجريد فتلاوة القرآن أولى
Вследствие данного повествования теологи рекомендовали читать Коран у могил. Если есть надежда на то, что даже ветки могут смягчить могильное наказание, то чтение Корана будет иметь еще большее воздействие. (Комментарий Навави к сборнику «Сахих» Муслима. – Том 3, стр. 202)
Если говорить о хадисе, который вы приводите, он не относится к чтению Корана у могилы и не порицает это действие. Хадис призывает к тому, чтобы не только в мечети, но и дома читали Коран и творили добро. Это высказывание имеет следующий вид:
لا تجعلوا بيوتكم مقابر، إن الشيطان ينفر من البيت الذي تقرأ فيه سورة البقرة
Не превращайте свои дома в кладбища. Шайтан сбегает из дома, где читают суру «Корова». (Насаи. Ас-сунан аль-кубра. – № 7961, передал Абу Хурейра)
Фраза «не превращайте свои дома в кладбища» означает то, чтобы человек не лишал свой дом благих дел, будто это могила, в которой умершие ничего не могут поделать.
Если говорить об этикете (адабах) посещения кладбища, имеются следующие, основанные на хадисах, нормы:
а) Входя на кладбище, поприветствуйте салямом обитателей могил, произнеся слова, которые приводятся ниже. Как передавал господин Бурейда (да будет доволен им Аллах), Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обучал сподвижников приветствовать обитателей могил следующими словами:
السَّلَامُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الدِّيَارِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ، وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللهُ لَلَاحِقُونَ، أَسْأَلُ اللهَ لَنَا وَلَكُمُ الْعَافِيَةَ
Ассаля́му алейкум ахляд-дия́ри миналь-му-мини́на валь-муслими́н, ва инна́ ин-ща́-Алла́ху ляля́хыку́н. Ас-алюл-ла́ха ляна́ ва лякумуль-а́фия.
Мир вам, верующие, мусульмане, обитающие в этих пристанищах. Мы скоро встретимся с вами, если пожелает Аллах. Прошу у Аллаха отрады для вас и для нас. (Муслим. Сахих. – № 975)
б) Не сидите на могилах. Господин Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) передавал следующие слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха):
لأن يجلس أحدكم على جمرة فتحرق ثيابه، فتخلص إلى جلده، خير له من أن يجلس على قبر
Вам лучше сидеть на горящем угле, который прожжет одежду и обожжет кожу, чем на могиле. (Муслим. Сахих. – № 971)
в) Не ходите по могилам. Как сообщал господин Укба ибн Амир (да будет доволен им Аллах), Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لأن أمشي على جمرة، أو سيف، أو أخصف نعلي برجلي، أحب إلي من أن أمشي على قبر مسلم
Я бы лучше прошел по горящему углю, мечу или чинил сандалии ногами, но не пошел бы по могиле мусульманина. (Ибн Маджа. – № 1567)
Кладбище – это место, которое достойно уважительного отношения, поскольку здесь покоятся верующие. В этом месте не следует заниматься пустой и мирской болтовней, и нужно помнить о перечисленных нормах поведения.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Q528
Словарь
Статьи
Биографии
Имам Шафии (рахматуллахи алейхи) был великим ученым своего времени. Уже в самом раннем детстве он приобрел большой объем знаний. Имама cахиба высоко ценили за его эрудицию ... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →