Когда нужно быть мягким, а когда следует проявлять твердость?
Вопрос:
Ассаламу алейкум уа рахматулахи уа
баракатух!
Вопрос может показаться странным... Но порой запутываюсь, с кем и когда нужно быть мягким, с кем и
когда нужно быть строгим. Пожалуйста, опишите все качества праведного мужчины-мусульманина. (Россия,
Татарстан)
Во имя Аллаха
Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Праведный мусульманин —
тот, кто соблюдает права Аллаха, исполняя Его веления, не совершая харам, и соблюдает права своих братьев по вере и всех людей в целом. Совершение ибадата — намаза, зикра, тилавата и т.д. — само по себе не является достаточным для того, чтобы
мусульманин стал праведным.
Эти виды ибадата важны, но в то же время существуют и другие в равной степени
важные моменты, вносящие свой вклад в праведность мусульманина, и без которых праведность не может быть
достигнута. К ним относятся: доброе отношение к своей супруге, послушание родителям, доброе и вежливое обращение с
другими людьми, отказ от использования грубых выражений, доброта к детям, проявление уважения к старшим и алимам, сострадание по отношению к
слабым, избавление от плохих качеств (гордыни, жадности, зависти), отказ от унижения других людей, правдивость в
своих словах, исполнение данных обещаний, внимательность к другим людям, сдерживание гнева, уберегание своих глаз
от харама и т.д.
Все вышеперечисленное формирует характер человека, а хороший характер — это то, чем должен
обладать каждый мусульманин. Это то, что будет иметь наибольшее значение в День Суда, и это тот фактор, который
может стать причиной любви или нелюбви со стороны его семьи, родственников, друзей и знакомых.
Посланник
Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал о хорошем характере
следующее:
От мусульманина ожидается проявление доброты, вежливости и сострадания по отношению ко всем созданиям Аллаха, включая мусульман и немусульман. В хадисе Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) наставлял нас о том, что истинный и идеальный мусульманин — тот, от чьего вреда убережены другие люди (мусульмане и немусульмане).
Из данного хадиса понятно, что мусульманину следует проявлять такой хороший характер и участие по отношению к другим людям (как мусульманам, так и немусульманам), что они готовы доверить ему свои жизни и имущество. Это тот хороший характер, которым мы и должны обладать в Исламе.
В другом хадисе Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
Кроме приведенных хадисов есть и большое количество других повествований, подчеркивающих важность хорошего характера, который нужно проявлять мусульманину по отношению к другим. Отсюда можно понять, что Ислам — это религия, которая уделяет чрезвычайное внимание проявлению доброты, сострадания и оказания помощи другим — и не только людям, но даже животным.
Конечно, в определенные моменты от мусульманина требуется проявление строгости и твердости. Некоторыми из таких случаев являются следующие:
а) Когда нарушаются законы Аллаха. Мусульманину нужно быть непоколебимым и отстаивать законы Аллаха. Проявление строгости и выражение гнева в данном случае являются признаком имана. Саидатуна Аиша (радиаллаху анха) говорила:
б) Мусульманину нужно проявлять строгость к своей семье, если дело касается отстаивания законов Аллаха. Об этом мы узнаем из хадиса, в котором Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) советовал родителям быть строгими со своими детьми, когда дело касается совершения пятикратного намаза. Когда детям исполнится семь лет, им нужно велеть исполнять намаз, а когда им исполнится десять, то при необходимости нужно использовать силу, чтобы они совершали намаз. (Абу Дауд, хадис 495, передал Абдулла бин Амр)
В других вопросах человеку рекомендуется быть снисходительным (мягким, терпимым) к своей семье, но когда дело касается законов Аллаха, компромиссов быть не может. Однако следует отметить, что этого можно достигнуть, если человек начал действовать таким образом с самого начала. Он не может просто в один день стать строгим к своей семье и начать приказывать им исправить то, исправить это. Если они уже привыкли к поблажкам в доме, ему нужно постепенно вносить изменения с мудростью и добротой.
в) Отстаивание своих прав и прав других людей. Хотя мусульманину нужно быть вежливым и добрым, ему не следует позволять людям использовать его. Мусульманину нужно быть достаточно бдительным и сильным, чтобы оградить себя от бесцеремонности других людей.
Как передавал саидуна Абу Хурайра (радиаллаху анху), Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
г) В случае войны между мусульманами и немусульманами, мусульманину необходимо быть сильным и твердым. Поле битвы — не место для милосердия к захватчикам, грабящим, убивающим и насильственно обращающихся с другими мусульманами. В такой ситуации верующий должен проявить качество, описанное в Коране в отношении сахабов:
Важно отметить, что даже во время войны мусульманину нужно проявлять доброту по отношению к немусульманскому гражданскому населению, детям, женщинам, пожилым и даже по отношению к их имуществу и собственности. Когда саидуна Абу Бакр (радиаллаху анху) отправлял армию в Сирию и назначил Язида бин Аби Суфьяна командующим, он дал ему следующее наставление:
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта
Словарь
Статьи
Биографии
Абуль-Хасан Али Надви (р.а.) родился 6-го мухаррама 1333 года по хиджре в деревне Такия Калан (Дайра Шах Аламулла) близ индийского города Рай-Барели.Священному Кора... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →