Правда ли, что джума-намаз в России не является обязательным?
Вопрос: Ас-саляму алейкум! Слышал мнение о том, что, якобы, джума-намаз в России не является обязательным. Так ли это? Так же слышал, что после джума-намаза нужно читать дневной намаз, опять же из-за возможности того, что джума-намаз может быть недействительным из-за невыполнения его фардов. Так ли это? (Россия, Красноярский край, Норильск)
Во имя Аллаха Милостивого и
Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
То, что вы слышали о необязательности
совершения пятничного намазв в России, не совсем является правдой. Джума-намаз обязателен для всех мужчин-
мусульман, не являющихся путниками и пребывающих в добром здравии, во всех российских городах, как об этом
говорится специалистами по исламскому праву:
Джума-намаз обязателен, если человек отвечает семи условиям: 1) мужской пол; 2) свобода; 3) проживание в городе или местности, считающейся частью города; 4) пребывание в добром здравии; 5) отсутствие опасения нападений; 6) отсутствие слепоты; 7) возможность ходить («Нур-уль-Идах», стр.102).
Также следует помнить, что джума-намаз действителен при выполнении следующих условий:
1) Место его проведения должно быть в городе или в месте, обладающим основными свойствами города.
2) Зухр-время.
3) Джума-хутба (пятничная проповедь).
4) Джума- хутба должна совершаться до джума-намаза.
5) Помимо имама должно еще собраться хотя бы трое мужчин.
6) Место проведения должно быть в целом доступно мусульманам.
(«Ад-Дурр-уль- Мухтар»)
Приведенные условия действительности джума-намаза основаны на принципах ханафитского мазхаба. То есть, по ханафитскому мазхабу, джума-намаз обязателен в тех городах, в которых выполняются данные условия.
Однако джума-намаза нельзя проводить в деревнях. Специалисты по ханафитскому праву постановили:
Постановление о недействительности проведения джума-намаза в деревне установлено на основе сообщения от саидуны Али (радиаллаху анху), в котором он сказал:
По ханафитскому мазхабу, не следует совершать зухр-намаз после джума-намаза (в городе), поскольку джума-намаз достаточен как фард-намаз зухр-времени.
По шафиитскому мазхабу, решение приводится ниже (это цитата из фетвы шейха Юсуфа Карана (хафизахуллах), одного из самых выдающихся шафиитских теологов ЮАР, верховного муфтия Мусульманского Судебного Комитета Кейптауна):
«По мнению имама Шафии, среди требований (шурут) джума-намаза выделяют условие наличия, как минимум, сорока присутствующих на нем и условие его совершения в одном месте в городе (не более чем в одном месте, если другие не заполнены). Если одно из требований (шурут) джума-намаза не выполняется, джума-намаз все равно должен совершаться там, где он стал ваджибом. Но, в качестве меры предосторожности, сразу после этого молящиеся должны совершить зухр-намаз в том же составе (джамаате). Причина – в том, что джума-намаз совершаться должен, но, из-за невыполнения всех предварительных требований, зухр-намаз занимает его место».
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат уль-Улама, Дар уль-Ифта
Перевел: Timur (Q455)
Словарь
Статьи
Биографии
Известный исламский ученый, шейх Мухаммад ибн Мухаммад Аувама родился 1 января 1940 года в Алеппо. До начала своего обучения в 1953 году, он посещал уроки шейха Мухаммада Ас-Салькы... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →