О муджаддидах столетий
Вопрос: Ассаламу алейкум уа рахматулах. Прошу вас, приведите, пожалуйста, имена тех ученых с каждого века, кого именовали обновителем религии своего века. И кто в 14 веке хиджры считается обновителем религии? По каким критериям их определяют? (Россия, Дагестан)
Во имя Аллаха
Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Отвечая на Ваши вопросы,
я воспроизвожу ответ муфтия Мухаммада Такы аль-Усмани (хафизахуллах), который
мне представляется наиболее полным по данной теме.
Слово «муджаддид» пришло на основе известного хадиса, переданного имамом Абу Даудом в «Сунан», одном из шести достоверных сборников хадисов. Текст хадиса имеет следующий вид:
Один из передатчиков данного хадиса имел небольшие сомнения по поводу того, передавал ли этот хадис саидуна Абу Хурайра (радиаллаху анху) в качестве высказывания Благородного Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) или в качестве своих собственных слов, хотя он и подтвердил его в качестве высказывания Благородного Пророка (салляллаху алейхи уа саллям), «насколько ему известно». Но даже если посчитать, что это высказывание самого Абу Хурайры (радиаллаху анху), он не мог давать предсказания с такой уверенностью, если только не получил эту информацию от Благородного Пророка (салляллаху алейхи уа саллям). По этой причине ученые хадисов приняли данный хадис в качестве достоверного.
Действие по «возрождению религии», о котором говорится в хадисе, описывается словом «тадждид». Оно означает восстановление изначальных верований и действий после того, как они были изменены, искажены или забыты. Хадис указывает на тот факт, что некоторыми группами внутри уммы могут быть забыты изначальные учения Священного Корана и Сунны, и в изначальные вероучения и практикуемые действия могут проникнуть некоторые инородные элементы. Но искаженная версия шариата, основанная на таких инородных элементах, не достигнет всеобщего признания среди мусульман, и, даже если такой версии удастся привлечь большое количество людей, Аллах пошлет человека или ряд людей, которые исправят ошибку, восстановят первоначальные вероучения и практикуемые действия и разъяснят истинный замысел шариата. Такая деятельность по возрождению называется тадждидом, а тех, кто исполняет эту выдающуюся работу, называют муджаддидами (восстановителями).
В хадисе говорится, что такие люди обычно появляются при наступлении нового века. Арабское слово, использованное для времени их появления, также допускает возможность их появления в конце столетия, но первое значение выглядит более вероятным в контексте хадиса. Слово «начало» отнюдь не обязательно должно означать то, что они появляются в самый первый год нового века. О столь определенном времени в хадисе не говорилось. Они могут появится в течение первого или второго десятилетия века. Конструкция хадиса оставляет две возможности в отношении количества восстановителей. Возможно, только один человек берет на себя эту задачу в начале века, и возможно, что объединенные усилия группы людей (более одного человека) могут быть названы усилиями по тадждиду. Они могут работать в разных регионах без формальной связи между собой или, быть может, даже не зная друг друга. Все равно, проводимая ими работа может быть названа тадждидом.
Во избежание некоторых опасных неправильных представлений в отношении термина «муджаддид» нужно всегда помнить о следующем:
1) Муджаддид не является четко установленной личностью — таким, как пророк или посланник. В этом мире ни у кого нет особых полномочий, чтобы достоверно объявить кого-то муджаддидом. Его распознают только через его дела. Такое распознание также не является столь точным, сколь признание пророка. Поэтому могут быть различные мнения по поводу того, является ли тот или иной человек муджаддидом.
2) Истинный муджаддид не заявляет, что он точно является муджаддидом и не призывает других поверить в это.
3) Даже если большинство мусульман считают, что какой-то человек является муджаддидом, вера в то, что этот человек — муджаддид, не будет являться религиозной обязанностью для остальных. Иными словами, признание муджаддида не является составной частью необходимых религиозных вероубеждений.
4) Муджаддид не получает достоверного божественного откровения от Аллаха подобно пророку и не делает таких заявлений. Он не привносит никаких новый учений в отношении религии. Наоборот, он старается восстановить изначальные учения Священного Корана и Сунны.
5) Не обязательно, чтобы муджаддид знал, что он является таковым, не говоря уже о каких-то притязаниях на сей счет.
6) В отличие от пророка, муджаддид не безошибочен в своих словах и делах. Его слова и дела обычно соответствуют исламским учениям, но их не рассматривают как слова и действия пророка.
Если помнить об этих моментах, можно легко понять, что муджаддид всегда определяется через свои дела. Обычно его признают ученые шариата, но их признание не может считаться столь же точным и определенным, как признание пророка. В этом вопросе могут быть различные мнения; на самом деле, уже встречались различные мнения по поводу определения муджаддидов различных веков.
Кроме того, процитированный ранее хадис, хотя и предсказывает появление муджаддидов в каждом веке, не говорит об обязательности признания таких муджаддидов. Это, скорее, утешение для мусульман следующих поколений, говорящее о том, что несмотря на все искажения и новшества, которые могут внедриться в мусульманское общество, умма не будет лишена праведных людей, на которых такие искажения никогда не подействуют, и которые будут следовать изначальным учениям Священного Корана и Сунны и призывать к этому людей. Соответственно, данным хадисом мусульманам следующих поколений указывается следовать только тем людям, что придерживаются изначальных учений Священного Корана и Сунны и отказываются следовать неисламским обычаям, верованиям и действиям, которые не были извлечены из этих изначальных священных источников. (Конец ответа)
Муджаддидом первого столетия единогласно признается Умар бин Абдуль-Азиз (рахимахуллах). В отношении имен муджаддидов последующих столетий имеются разногласия, поэтому мы предпочитаем не указывать никого из них. Не является обязательным знать, кто именно являлся муджаддидом. Что важно знать — так это то, что в каждом веке обязательно будет человек, который возродит религию Аллаха. А знание о том, кто является этим человеком, лучше всего доверить Аллаху.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта
Словарь
Статьи
Биографии
Хава была первой женщиной и первой мусульманкой, которую создал Всевышний Аллах. Хава символизирует женственность с одной стороны, а с другой представляется, как «первоначало всей ... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →