Призыв к исламу и другие вопросы
Вопрос:
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Пишу в первый раз. Шариат поистине удивителен: чем больше изучаешь его, тем больше появляется вопросов. У меня есть четыре вопроса, у алимов спрашивал, но конкретных ответов так и не получил, вернее в книгах имама Абу Ханифы так и не нашли они ответов:
1) Если я держу скот в «большом количестве», есть у меня закят на него. Есть ли закят на корм, который я закупил для него (скот для продажи)?
2) Многие люди уже собираются в хадж, и возникает один деликатный женский вопрос, можно даже сказать проблема насчет «месячных», разрешается ли пользоваться уколами для удержания или перемещения цикла?
3) Есть ли закят на те деньги («доллары»), которые я отложил и в течение года их вообще не трогал, то есть не пользовался ими, в первый год я закят на эти деньги отдал?
4) Cейчас к нам приходят очень много «миссионеров», большинство из Пакистана, а также наши ребята, побывавшие там. Говорят о необходимости Призыва, якобы по Сунне мы все должны выходить на призыв к Исламу. На первый взгляд, очень хорошее дело, но когда поговорили с ними, то в том, что они говорят, нахожу много вопросов для себя, например, они говорят, что имам Абу Ханифа очень много амаль делал, но он делал только для себя, а о процветании Ислама не заботился... Говорят, если не выходишь на «призыв», то постепенно у тебя иман ослабевает... Или еще: если вышел ты на 40 дней, то все, ни по какой причине ты не можешь домой вернуться: у нас был конкретный случай, муж вышел на «призыв», а жена умерла, и его Эмир не пустил (обязательно должен быть Эмир). Обидно то, что он находился в соседнем поселке... Ну и подобных этих случаев уйма, перечислять все нет смысла и времени. Вопрос: Вы в каком-нибудь китабе видели такие «призывы к Исламу»? Если «да», то укажите книгу, если «нет», то Ваш комментарий, и очень надеюсь на Ваш ответ.
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух! (Кыргызстан)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
1) Корм для скота не облагается закятом.
2) В принципе, это разрешено, но настолько, насколько это является возможным, женщинам следует воздерживаться от вмешательства в свои менструальные циклы с использованием лекарств для отсрочки их месячных. Женщине, у которой начались месячные, разрешается выполнять все ритуалы хаджа кроме тавафа, входа в мечеть и чтения намаза. Сай между холмами Сафа и Марва, бросание камней в джамарат, стояние на Арафате и пр. – все эти действия будут действительными для женщины в период месячных. Из-за месячных она даже может отложить зиярат-таваф, не покидая миката, и совершить его позже, когда очистится. Но, если она чувствует, что не сможет отложить выполнение зиярат-тавафа до того момента, когда закончатся месячные (по причине расписания авиарейсов и пр.), для нее будет допустимо принимать лекарства для отсрочивания начала месячных до тех пор, пока хадж не закончится. (Фатава Махмудия. – Том 22, стр. 375)
3) Да, Вы должны выплачивать закят с долларов, так как это наличные деньги.
4) Распространять ислам и приглашать других людей к религии или идти навещать собратьев-мусульман и побуждать их к благому – эти действия являются одними из наиболее вознаграждаемых видов ибадата. Аллах говорит в Коране:
وَمَنْ أَحْسَنُ قَوْلًا مِمَّنْ دَعَا إِلَى اللَّهِ وَعَمِلَ صَالِحًا وَقَالَ إِنَّنِي مِنَ الْمُسْلِمِينَ
Кто же лучше словами, чем тот, кто призывает к Аллаху, и творит благое, и говорит: «Я, поистине, предавшийся (Аллаху)!»? (Коран, 41:33)
В сборниках хадисов в огромном количестве упоминаются достоинства призыва людей к благому, посещения соседей-мусульман ради довольства Аллаха и т.д. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
عن أبي هريرة أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال * من دعا إلى هدى كان له من الأجر مثل أجور من تبعه لا ينقص ذلك من أجورهم شيئا ومن دعا إلى ضلالة كان عليه من الإثم مثل آثام من تبعه لا ينقص ذلك من آثامهم شيئا
Призывавший к правильному пути получит такую же награду, как и награды тех, кто последовал за ним, что не уменьшит их собственных наград ни на йоту, а на том, кто призывал других к заблуждению, будет бремя греха, равное по тяжести бремени грехов тех, кто последовал за ним, что никак не облегчит тяжести их собственных грехов. (Муслим. Сахих. – № 1017, передал Абу Хурейра)
В другом хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
عن البراء قال قال رسول الله -صلى الله عليه وسلم- « ما من مسلمين يلتقيان فيتصافحان إلا غفر لهما قبل أن يفترق
Когда два мусульманина встречаются и пожимают друг другу руки, их грехи прощаются еще до того, как они расстанутся. (Абу Дауд. Сунан. – № 5214, передал Бара)
Кроме того, существует множество других хадисов, в которых говорится о достоинствах побуждения других к благому. Побуждать людей к благому и призывать их к праведности можно разными путями. Можно делать это, непосредственно встречаясь с другими мусульманами и давая им советы; можно совершать это посредством издания исламской литературы, размещения информации об исламе в интернете, обучения детей Корану, чтения лекций и т. д. Таким образом, не существует некоего «единственного способа» для распространения Религии Аллаха.
Высказываться по этому вопросу против имама Абу Ханифы или любого другого великого имама является в высшей степени неверным. Если имам Абу Ханифа совершал амаль только для себя самого, почему тогда сегодня у него миллионы последователей по всему миру? То, о чем нам следует помнить, так это то, что все мы – мусульмане, и каждому мусульманину следует ценить усилия другого человека. И каким бы образом человек ни распространял религию Аллаха, он будет считаться призывающим к праведности при условии, что используемые им методы не выходят за рамки шариата.
Действительно, порой алимы предписывают выходить на путь Аллаха на длительный срок, как например, на десять дней, один месяц, сорок дней, четыре месяца и т. д., чтобы человек оставался сосредоточенным и не отвлекался при совершении Призыва. Целью этого является не только призыв других к праведности. Скорее, главной целью здесь является исправление себя самого. Нахождение же в атмосфере религии в течение продолжительного периода времени значительно поможет в самопреобразовании. В то же время необходимо помнить, что данные временные рамки не оговорены Кораном и хадисами, и поэтому не могут быть навязаны кому бы то ни было. Людям следует позволять выходить на призыв на тот период времени, с которым смогут справиться, не пренебрегая своими другими важными задачами. Такая крайность, как непозволение человеку находиться со своей больной женой или присутствовать на похоронах близкого члена семьи, не допустима, и с ней не следует мириться.
При совершении любого вида религиозной деятельности человеку также следует воздерживаться от крайностей и критики других видов стараний на пути религии. Нам следует посмотреть на жизни сахабов. Некоторые из них посвятили всю свою жизнь пребыванию в мечети, чтобы получить знания, другие посвятили свою жизнь сражениям, третьи посвятили свою жизнь управлению и повышению благоденствия, кто-то другой посвятил свою жизнь Призыву, но ни один из них не критиковал другого. Наоборот, они ценили усилия других на пути религии и признавали, что каждый вносит свой вклад в дело Призыва.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Словарь
Статьи
Биографии
Мухаммад Хифзуррахман (1901–1962) родился в небольшом городе под названием Сеохара (Биджнор, Уттар-Прадеш, Индия). В отличие от своих братьев, получивших западное о... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →