О разводе, данном неоднозначными словами
Опубликовано: 29 февраля 2012
Вопрос: Ассаламу алейкум. Меня беспокоит один вопрос, который возник в жизни моих близких людей. Скажите мне, пожалуйста, если муж говорит своей жене три раза: «Я тебя отпускаю, ты мне не жена, трижды!» – с намерением развестись, считается ли этот развод баин (базотзывным) талаком?
Ответ:
\
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Если муж сказал своей жене: «Я тебя отпускаю, ты мне не жена!» - с намерением выдачи талака, и он произнес эти слова трижды, то в этом случае происходит один баин (безотзывный) талак.
Поскольку это слова кинаи (неоднозначные), и у мужа было намерение развода, то с произнесением первых слов происходит один баин талак. Последующие слова тоже составляют баин талак, но в силу они не вступают, поскольку, в соответствии с принципами, установленными факихами, баин талак не может следовать за предыдущим баин талаком. Поэтому в силу вступает только один баин талак несмотря на то, что муж произнес эти слова трижды. («Аль-Мабсут» Сарахси, том 6, стр.214; «Имдад-уль-Муфтин», том 2, стр.524)
البائن لا يلحق البائن
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта
\
Дополнение |
Вопрос: Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух. Мне бы хотелось у
вас уточнить: муж, произнеся эти слова три раза, каждый раз добавлял слово \
«трижды», то есть: \
«Я тебя отпускаю, ты мне не жена, трижды!»
Имеет ли это какое-то значение в талаке? Чтобы им соединиться, достаточно обновить
никах? Большое спасибо, что помогли разобраться в
этом вопросе. Ваш ответ мне был очень важен...
-----------------------------------
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Хотя
муж произнес данные слова трижды и использовал при этом слово \
«трижды», тем не
менее, в силу вступает только один баин талак.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
\
Муфтий Сухайл
Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта
Дополнение |
Вопрос: Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух! Скажите,
пожалуйста, к какому мазхабу вы относитесь. Духовное управление Республики Дагестан утверждает, что талак делится только на
два вида, и говорят, что, если муж произносит косвенные слова с намерением развода, тогда происходит талак
мугалляза. Помогите, пожалуйста, разобраться мне в этом вопросе.
-----------------------------------
Ответ:
Во
имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи
уа баракатух!
В принципе, талак бывает двух видов:
1. Талак радж'и (развод, который можно
отменить)
Под талаком радж'и подразумевается развод, выдаваемый словом,
имеющим явное значение развода: например, «Развожусь с тобой». Такой развод может быть отозван мужем в устной или
физической форме (даже без согласия или одобрения жены) в течение периода идда.
Выдача такого развода не вызывает немедленное прекращение никаха. Нет необходимости заново заключать брак для
воссоединения. Муж может выдать два талака подобным образом, и оба они будут радж'и. По окончании периода идда,
талак радж'и преобразуется в талак баин (безотзывный развод), при котором для воссоединения потребуется уже
обновить никах.
По шафиитскому мазхабу, талак
радж’и также вступает в силу со словами, значение которых косвенно указывает на развод, при наличии намерения
развода: например, «Уходи!», «Ты больше не моя жена» и т.д. (По ханафитскому мазхабу это приведет к талаку баин, если муж подразумевал
под данными словами развод).
2. Талак
баин (безотзывный развод)
При талаке баин развод выдается со словом, явно
утверждающим на то, что талак — баин (безотзывный). По ханафитскому мазхабу, он также вступает в силу со словами,
значение которых косвенно указывает на развод, если при этом было намерение развестись: например, «Уходи!». По
шафиитскому мазхабу, талак баин вступает в силу только в том случае, если развод выдается со словом, явно
утверждающим, что этот талак – баин, или же со словами, подразумевающими обмен взамен развода (т.е. хул’).
Такой развод (талак баин)
однозначно вступает в силу, и никах немедленно прекращает свое действие. Его нельзя отозвать даже в период идда.
Для воссоединения необходимо обновление никаха. При этом нет необходимости жене выходить замуж за кого-то другого
перед его заключением.
Все это применимо в
том случае, если выдано только один или два талака.
Если выданы три талака, то такой талак называют «мугалляза» (необратимый,
окончательный).
Талак
мугалляза
Если муж выдает три развода
– одновременно или раздельно, за один раз или в нескольких разных случаях – в любом случае развод будет
действителен, и супруги станут друг для друга посторонними людьми. Воссоединиться они не могут. После этого
супружеской паре харам заново заключать
брак друг с другом. Они смогут заново заключить брак, только если по истечении периода идда женщина выйдет замуж
за другого, вступит с ним в супружеские отношения (т.е. их брак будет консумирован), и после этого второй муж
умрет или даст ей развод. Только по окончании периода идда от второго брака, ей разрешается вступить в повторный
брак с первым мужем.
Такой талак известен под
названием «талак мугалляза».
Приведенный выше
текст является разъяснением различных видов талака.
Что касается ситуации, о которой Вы спрашивали, ранее полученный Вами от нас ответ был дан в соответствии
с принципами ханафитского фикха.
Ответ, полученный Вами от ДУМ Дагестана, был дан в соответствии с принципами шафиитского
фикха.
Далее я привожу ответ одного из самых
выдающихся шафиитских алимов ЮАР, шейха Юсуфа Караана (хафизахуллах) из Мусульманского судебного совета ЮАР,
который ответил, основываясь на шафиитском фикхе:
По шафиитскому мазхабу выданный ответ [от ДУМ Дагестана] был абсолютно верен. По нашему мнению, слова мужа подпадают под категорию «талак биль-киная» (то есть использование двусмысленных слов, которые могут означать как талак, так и что-то иное).
Для приведения в действие необходимо наличие нията. Если тот, кто произнес эти слова, подтверждает, что его намерением был талак, то талак вступает в силу.
(см. «Аль-Маджму’», том 16, стр.101)
В случае кинаи, когда вы, ханафиты, считаете это одним талаком баин, шафииты считают его талаком радж’и с правом мужа к воссоединению. Другим отличием является то, что даже количество выданных талаков будет в соответствии с ниятом мужа.
«И если муж имеет намерение более одного [развода], намереваемое им вступит в силу. И если он даже говорит: «Ты [разведена] один раз», – а подразумевает два или три, это его действие будет учитываться в соответствии с ниятом мужа».
(См. «Китаб-уль-Фиках», 4:331)
В данном же случае, поскольку он сказал это три раза, это указывает на его ният, а конечным результатом будет то, что вердиктом будет мугалляза.
Думаю, что в данном случае, поскольку он повторил слова кинаи трижды, является излишним узнавать у него ният при первичном произнесении.
Ю.Караан
[ЗА ОТДЕЛ ФЕТВ МУСУЛЬМАНСКОГО СУДЕБНОГО КОМИТЕТА]
(Конец цитаты)
Разница в решениях обусловлена различием в мазхабах (ханафитском и
шафиитском) и различными определениями талака баин. По ханафитскому мазхабу, талак в данной ситуации – баин
(безотзывный). А когда первый талак – безотзывный, другие два становятся излишними, ведь никах уже прекратил свое
действие с первым талаком.
По шафиитскому
мазхабу, талак в данной ситуации не баин, а радж’и (отзывный). Соответственно, поскольку никах не был полностью
разорван первым талаком, второй и третий талаки вступают в силу, что приводит к тому, что талак становится талаком
мугалляза (необратимым и окончательным).
Поэтому, если супруги, попавшие в такое положение по талаку, являются последователями шафиитского
мазхаба, им следует выдать решение по шафиитскому мазхабу, по которому брак будет провозглашен необратимо
завершенным, и они не смогут воссоединиться даже посредством обновления никаха. По сути, следует применить фетву
ДУМ Дагестана.
Если же они следуют
ханафитскому мазхабу, им следует выдать решение ханафитского мазхаба о том, что произошел один талак баин, если
муж подразумевал данный талак, произнося эти слова. А если они хотят воссоединиться, это дозволяется посредством
обновления никаха.
А
Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл
Тармахомед
Джамиат-уль Улама, Дар уль- Ифта
Джамиат-уль Улама, Дар уль- Ифта
Остались неясности? Вы можете уточнить ответ у Алима