Обязан ли муж содержать жену и детей после развода?
Вопрос:
Ассаламу алейкум,
в продолжение утреннего телефонного разговора, прошу вас прислать по электронной почте информацию, касающуюся развода, включающую правила материального обеспечения после него и т. д.
Случай касается следующего:
– муж выдал один талак,
– с тех пор прошло около 9 месяцев,
– в настоящее время не видно намерения воссоединиться,
– возраст жены – около 29 лет,
– есть два сына: пяти и двух лет,
– и одна дочь (ей около года).
Также сообщите, пожалуйста, о требованиях шариата, касающихся обязанностей следующих людей в отношении материального обеспечения жены и детей (на повседневные нужды, содержание дома и другие потребности, например, медицинские услуги, школьные сборы и т. д.):
– обязанности отца и матери девушки,
– обязанности ее брата.
Также прошу сообщить любые другие важные моменты, о которых необходимо знать с точки зрения шариата (то есть, например, с какого возраста все дети переходят под опеку отца и т. д.).
Пожалуйста, позвоните мне, если требуется дополнительная информация по данному случаю.
Джазакаллах.
Если можно, ответьте, пожалуйста, сегодня.
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Если выдан один талак, и муж не вернул жену в никах в течение периода идда, то никах прекратил свое действие. Если они захотят воссоединиться, им потребуется повторить никах. Муж обязан материально обеспечивать жену до окончания периода идда. После его окончания ее материальные потребности должны обеспечивать ее махрам-родственники (мужчины), т. е. ее отец, братья, дяди и т. д.
Муж обязан содержать и предоставлять место для проживания своим сыновьям до того момента, когда они смогут зарабатывать деньги сами. Своих дочерей он обязан содержать до их свадьбы. (Фатава Хиндия)
الذكور من الأولاد إذا بلغوا حد الكسب ، ولم يبلغوا في أنفسهم يدفعهم الأب إلى عمل ليكسبوا ، أو يؤاجرهم وينفق عليهم من أجرتهم وكسبهم ، وأما الإناث فليس للأب أن يؤاجرهن في عمل ، أو خدمة كذا في الخلاصة
ونفقة الإناث واجبة مطلقا على الآباء ما لم يتزوجن إذا لم يكن لهن مال كذا في الخلاصة
У матери право опеки мальчиков будет действовать до достижения ими 7-летнего возраста, а девочек – до достижения ими 9-летнего возраста. Так как дети будут под опекой матери, и муж будет обязан содержать детей, то мать детей извлечет выгоду в плане места проживания. Как только право опеки на всех детей перейдет к мужу, она больше не сможет получать данную выгоду. (Ибн Абидин. Радд-уль-мухтар. – Изд. Тиджария. – Том 3, стр. 562)
قوله : وقال نجم الأئمة : المختار أن عليه السكنى - في نفقات البحر عن التفاريق : لا تجب في الحضانة أجرة المسكن
وقال آخرون : تجب إن كان للصبي مال وإلا فعلى من تجب عليه نفقته . وفي النهر : وينبغي ترجيح عدم الوجوب لأن وجوب الأجر لا يستلزم وجوب المسكن بخلاف النفقة . قلت : صاحب النهر ليس من أهل الترجيح ، فلا يعارض ترجيحه ترجيح نجم الأئمة ولا سيما مع ضعف تعليله ، فإن القول بوجوب أجرة المسكن ليس مبنيا على وجوب الأجر على الحضانة بل على وجوب نفقة الولد ؛ فقد تكون الحاضنة لا مسكن لها أصلا بل تسكن عند غيرها فكيف يلزمها أجرة مسكن لتحضن فيه الولد ، بل الوجه لزومه على من تلزمه نفقته ، فإن المسكن من النفقة . ونقل الخير الرملي عن المصنف أنه اختلف في لزومه والأظهر اللزوم كما في بعض المعتبرات . قال الرملي : وهذا يعلم من قولهم : إذا احتاج الصغير لخادم يلزم الأب ، فإن احتياجه إلى المسكن مقرر ا هـ . قلت : واعتمده ابن الشحنة مخالفا لما اختاره ابن وهبان وشيخه الطرسوسي
والحاصل أن الأوجه لزومه لما قلنا ، لكن هذا إنما يظهر لو لم يكن لها مسكن ، أما لو كان لها مسكن يمكنها أن تحضن فيه الولد ويسكن تبعا لها فلا لعدم احتياجه إليه ، فينبغي أن يكون ذلك توفيقا بين القولين ، ويشير إليه قول أبي حفص وليس لها مسكن
ولا يخفى أن هذا هو الأرفق للجانبين فليكن عليه العمل ، والله الموفق فافهم
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Словарь
Статьи
Биографии
Известный исламский ученый, шейх Мухаммад ибн Мухаммад Аувама родился 1 января 1940 года в Алеппо. До начала своего обучения в 1953 году, он посещал уроки шейха Мухаммада Ас-Салькы... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →