Можно ли бросить начатые занятия по стрельбе из лука?
Вопрос:
У меня вопрос по двум хадисам из сборника «Сады праведных» Навави:
1) «Тот, кто, научившись стрельбе из лука, забросил ее, – не из нас».
2) «За одну стрелу Аллах введет в рай троих:
– того, кто изготовил ее с хорошим намерением;
– того, кто выстрелит ею
– и того, кто передает ее для стрельбы.
Так, стреляйте и ездите верхом, хотя ваша стрельба мне больше по душе, чем ваша езда. Кто из-за отсутствия интереса забросит стрельбу из лука после того, как обучился ей, тот пренебрегает благом».
Хвала Аллаху, мой муж занимается стрельбой из лука, полтора года посещает уроки по ней. Но только сейчас он увидел эти хадисы. Хотя у него нет в планах отказываться от своего занятия, но что произойдет, если у него вдруг не окажется времени на регулярные тренировки?
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Как поясняют хадисоведы, данные повествования имеют в виду стрельбу из лука в частности, а в целом подразумевают навыки, необходимые для самообороны и служения исламу и мусульман. То есть общий смысл в том, что человек, овладевший навыком, полезным для самообороны и защиты ислама, и впоследствии настолько забросивший его, что перестает владеть должным образом стрельбой из лука, тем самым пренебрегает Божьим благом. Это верно также, например, в отношении человека, получившего знания в области Корана и ислама. Данные знания – Божье благо, поскольку полезны как ему, так и другим. Если он станет пренебрегать полученными знаниями, это будет проявлением неблагодарности Аллаху.
Человек, обучившийся навыку стрельбы из лука, тоже получил тем самым Божье благо. Если он из-за лени или отсутствия интереса настолько забросит стрельбу, что утратит свое мастерство, это покажет, что он не ценит данное Божье благо.
Ваш муж овладел данным навыком, и потому ему следует его поддерживать. Это не значит, что он теперь обязан регулярно тренироваться. Просто он не должен настолько забрасывать занятия, что утратит свой навык.
Если он не сможет тренироваться из-за каких-то иных важных дел, а не из-за лени и потери интереса, то в этом греха не будет, поскольку хадис предостерегает тех, кто пренебрегает полученным навыком «из-за утраты интереса к нему».
(Пояснение основано на следующих книгах: Танвир; Али Кари. Миркат-уль-мафатих)
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Словарь
Статьи
Биографии
Он был родом из племени бану Хузайль, являясь верным союзником племени бану Захра. Будучи мальчиком, он бродил вдали от людей по тропинкам мекканских гор и пас стада вождя курайшитов... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →