Можно ли совершать нафль-намаз коллективно?
Вопрос: Ассаламу алейкум, уважаемый имам, хотел бы узнать ваше мнение о том, можно ли читать нафль-намазы (ночные) коллективно. Например, тасбих-намаз или кыям-уль-ляйль. (Душанбе, Таджикистан)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Коллективное совершение нафль-намаза дозволено, если это не делается так, что создается впечатление, будто это обычное, регулярное действие, предписанное Сунной. (Ибн Абидин. Радд мухтар. – Том 2, стр. 48)
ويؤيده أيضا ما في البدائع من قوله: إن الجماعة في التطوع ليست بسنة إلا في قيام رمضان اهـ فإن نفي السنية لا يستلزم الكراهة، نعم إن كان مع المواظبة كان بدعة فيكره
Поэтому, если это происходит время от времени или же так, что не создается впечатление, будто это регулярное действие, то это дозволено (например, два хафиза сходятся для чтения Корана в нафль-намазе, чтобы завершить чтение Корана и улучшить его запоминаемость для себя). Также, если тасбих-намаз совершается время от времени коллективно с намерением обучить людей тому, как его исполнять, это тоже будет дозволенным.
وتفسير التداعي بالاهتمام والمواظبة أولى من تفسيرها بالعدد والكثرة كما لا يخفى، لأن الأول أقرب إلى اللغة وأشبه بها دون الثاني (إعلاء السنن، ج: ٧، ص: ٩٣)
Если же нафль-намаз совершается коллективно таким образом, что он считается регулярным действием, то это будет порицаемым (макрух), согласно мнению многих правоведов, включая ханафитских.
Что касается ночного выстаивания (кыям-уль-ляйль или та’кыб) после таравих-намаза в рамадан, то ни в отношении пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни в отношении халифов нет доказательств, что они совершали такие намазы коллективно. Но при этом некоторые сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) возвращались в мечеть после таравих-намаза и совершали нафль-намаз коллективно. Сподвижники считали это дозволенным и благим, но не сунной. Поэтому господин Анас (да будет доволен им Аллах) говорил о них:
ما يرجعون إلا لخير يرجونه، أو لشر يحذرونه
Они возвращаются (в мечеть) лишь для блага, на которое они надеются, или для избавления от зла, которое их томит. (Мугни. – Том 2, стр. 125)
Бесспорно, индивидуальное совершение нафль-намаза во время последней части ночи является сунной и чрезвычайно полезно. Но ночное выстаивание в коллективе, происходящее после таравиха во время месяца рамадана, не должно считаться сунной. Это следует полагать дозволенным поступком, и у человека есть выбор, индивидуально это делать или в коллективе. Фактической сунной является индивидуальное моление наподобие того, как это обычно происходит в тахаджуде.
Следует отметить, что обычно самым достойным является индивидуальное совершение нафль-намаза дома за исключением тех нафль-молитв, которые пророк (мир ему и благословение Аллаха) индивидуально или коллективно совершал в мечети:
а) примерами нафль/сунна-намазов, которые пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал коллективно в мечети, являются таравих и кусуф-намаз (намаз при затмении солнца);
б) примерами нафль/сунна-намазов, которые пророк (мир ему и благословение Аллах) исполнял в мечети индивидуально или побуждал к их совершению в мечети, являются тахият-уль-масджид и духа (ишрак), совершаемый после того, как человек остался сидеть в мечети после фаджра.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Q690
Словарь
Статьи
Биографии
Маулана Мухаммад Юсуф Банури (рахматуллахи алейхи) родился шестого числа месяца Раби-ус-Сани в деревне Махабатабад, расположенной близ станции Рашкай в округе Ма... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →