Главная \\ Фетвы \\ Основы Ислама \\ Священный Коран \\ Чтение суры аль-Вакига от бедности - бидга или нет?
Чтение суры аль-Вакига от бедности - бидга или нет?
Опубликовано: 05 декабря 2011
Вопрос: Ас-саляму 'аляйкум ва рахматуЛлахи ва баракатух! Уважаемый муфтий, да хранит вас Аллах, прошу прощения за беспокойство. Мой вопрос следующий: в книге шейха мауляны Кандехляви (рахматуЛлахи алейхи) "Ценности Корана” есть хадис о том, что кто читает суру аль-Вакие, того не постигнет нищета. Однако некоторые утверждают что это слабый ложный хадис и поэтому чтение суры с намерением уберечь от нищеты есть бидаа. Хотелось бы знать ваше мнение. (Россия, Дагестан, Буйнакск)
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Хадис, который Вы приводите, выглядит так:
من قرأ سورة الواقعة في كل ليلة لم تصبه فاقة
Тот, кто читает суру аль-Вакига каждую ночь, того не коснется бедность
Этот хадис передан Ибн Масудом (радиаллаху анху) и записан в ряде сборников хадисов, таких как Шуаб уль-иман Байхаки, Амалуль йаум уа ляйля Ибнус-Сунни, Муснад уль-хадис, Муснад Абу Йа'ля и др.
Большие ученые-хадисоведы, такие как Имам Ахмад бин Хамбаль, Абу Хатим, Даракутни и Зайля'и (рахимахумуллах) классифицировали этот хадис, как даиф (cлабый). В действительности, Аллама Зайля'и (рахимахулла) провел обширное исследование этого хадиса и проанализировал его различные цепочки передатчиков а и пришел к выводу, что он слабый (см. Тахридж Ахадисиль-Кашшаф, т.3, стр. 411, Дар ибн Хузайма).
Учитывая указанное выше, мы принимаем то, что этот хадис слабый. Однако, поскольку этот хадис записан в контексте восхваления ценностей суры аль-Вакига, и он не является крайне слабым, то нет ничего плохого в том, что он записан в книге «Ценности Корана» или в любой другой, которая упоминает о ценностях Корана. Это общепринятый принцип среди многих больших мухаддисов, таких как Имам Навави, Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни, Ибн Абдиссалям, Ибн Дакик аль-Ид, Аллама Суюти и других, что допустимо передавать даиф (слабые) хадисы в контексте «таргиб и тархиб» (побуждение и предостережение) при условии, что соблюдаются следующие три условия:
а) хадис не должен быть слишком слаб (т.е., он не должен быть даиф джиддан или мункар);
б) должен быть прецедент действия установленный посредством других достоверных источников. Например, в этом контексте должны быть достоверные хадисы, упоминающие ценности других сур Корана;
в) человек, которые опирается в действиях на этот (слабый) хадис не должен быть уверен, что он достоверен. Скорее, следует иметь ввиду, что он опирается на этот хадис ввиду того, что он возможно достоверен. (Тадриб ур-Рави, т.1, стр. 351, Дар Тайиба)
وذكر شيخ الإسلام له ثلاثة شروط: أحدها: أن يكون الضعف غير شديد، فيخرج من انفرد من الكذابين والمتهمين بالكذب، ومن فحش غلطه، نقل العلائي الاتفاق عليه.
الثاني: أن يندرج تحت أصل معمول به.
الثالث: أن لا يعتقد عند العمل به ثبوته، بل يعتقد الاحتياط.
Шейх Мухаммад Закарийя аль-Кандехлеви (рахимахулла) придерживался того же мнения, что и мухаддисы, и, возможно, по этой причине включил некоторые хадисы, классифицированные, как даиф (слабые), в свои сборники. Наши ученые придерживаются того же мнения, что Хавиз ибн Хаджар, Имам Навави, Аллама Лукнови, Шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда в отношении передачи слабых хадисов.
Хотя это мнение больших улема в области хадисов, также существуют другие мнения, которых придерживались другие большие ученые-хадисоведы. Например,
а) некоторые ученые считали, что даиф (слабые) хадисы вообще не должны приниматься в расчет;
б) другие из них считали, что то даиф (слабые) хадисы должны быть приняты без всяких условий.
Таким образом, есть несколько мнений в отношении слабых хадисов, и каждое мнение является законным и должно уважаться. Если кто-либо придерживается такой позиции, что не принимает никакой слабый хадис вообще, то он имеет право на это. Тем не менее, он должен понимать, что те, кто принимает передачу слабых хадисов, также имеют законное право на эту точку зрения, и не следует оспаривать это право.
Скорее, он должен уважать их мнение, и наоборот.
Что же касается заданного Вами вопроса, то что чтение этой суры с намерением защиты от бедности является бидга, то, основываясь на разъясненном выше, это не так. Человек может читать суру аль-Вакига с этим намерением учитывая то, что, согласно большим улема, слабые хадисы в этих случаях допустимы. Также важно, чтобы человек делал Аллаху дуа, прося у Него защиты от бедности так, как Расулюллах (салляллаху алейхи уа саллям) просил и учил своих сахабов.
Саидуна Абу Саид аль-Кудри (радиаллаху анху) передает, что Расулюллах (салляллаху алейхи уа саллям) практиковал чтение следующего дуа:
اللهم إني أعوذ بك من الكفر والفقر
Транслитерация: Аллахумма инни аузу бикя миналь-куфр уаль-фыкр
Перевод: О Аллах, я ищу Твоей защиты от куфра (неверия) и бедности
(Насаи, хадис №5485)
В этом же повествовании записано, что кто-то спросил у Расулюллах (салляллаху алейхи уа саллям): «Ты приравнял бедность к куфру?» Расулюллах (салляллаху алейхи уа саллям) ответил: «Да».
Причина, по которой Расулюллах (салляллаху алейхи уа саллям) приравнял бедность к куфру в том, что бедность подчас может привести человека к куфру. Например, иногда человек попадает в такое отчаянное положение, что может произнести слова против Аллаха или же бывает, что человек переходит в другую религию только для получения материальной помощи. (Да убережет нас Аллах. Аминь).
Также, Расулюллах (салляллаху алейхи уа саллям) также упоминал это в хадисе:
كَادَ الْفَقْرُ أَنْ يَكُونَ كُفْرًا
"Бедность может привести человека к куфру"
(Табрани, хадис №1048, передан Умаром)
Таким образом, является похвальным искать пути защиты себя и своей семьи от бедности. Вместе с чтением предписанных сур и дуа упомянутых в хадисах, также необходимо воздерживаться от совершения грехов и употребления харама, дабы увидеть действие этих дуа.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат уль-Улама, Дар уль-Ифта
Остались неясности? Вы можете уточнить ответ у Алима