Может ли ребенок быть имамом в намазе?
Вопрос: Может ли ребенок, например, шестилетнего возраста, возглавить молитву?
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Взрослому не разрешается совершать обязательные или нафль-намазы за ребенком (то есть еще не достигшим половой зрелости). Дети не являются мукаллаф (не несут правовой ответственности), поэтому любые молитвы, которые они совершают, считаются нафль (необязательными). Тот, кто совершает фард-намаз, не может следовать за имамом, который совершает нафль-намаз. Поэтому взрослый, совершающий фард-намаз, аналогичным образом не может следовать за ребенком, чьи молитвы фактически являются нафль.
Другие мазхабы разрешают следовать за ребенком в молитве, применяя хадис Амра ибн Саламы в «Сахих аль-Бухари» и других сборниках в качестве доказательства своей позиции. Когда Амр ибн Салама был мальчиком, его племя только что приняло ислам, и им было сказано, что тот из них, кто лучше всех выучил Коран, должен возглавлять молитвы. Так, когда они вернулись в свою местность, они обнаружили, что Амр, в то время мальчик шести или семи лет, лучше всех заучил Коран. После обучения его молитве, он стал их имамом.
Ханафитские ученые не подвергают сомнению достоверность этого хадиса, однако они не считают его допустимым в качестве доказательства, поскольку дозволение сделать ребенка имамом никогда не было передано непосредственно от Пророка (мир ему), и лишь являлось собственным правовым решением племени (иджтихад). Действия ребенка или новообращенного племени не могут быть использованы в качестве доказательства, особенно когда великие сахабы, такие как Абу Бакр и Умар (да будет доволен ими Аллах), никогда не назначали ребенка имамом в молитве.
Наконец, в сборниках Абдур-Разака, Ибн Аби Шайбы и аль-Байхаки есть высказывание Ибн Аббаса: «Мальчик не становится имамом, пока не испытает поллюцию». Это один из признаков полового созревания и, следовательно, совершеннолетия согласно исламу.
Вместе с тем, если ранее взрослый молился за ребенком, ему не нужно восполнять молитвы, поскольку по этому вопросу существуют допустимое различие во мнениях между суннитскими правовыми школами.
Хотя и существует точка зрения, что ребенок может возглавить молитву таравих в Рамадан, это не самая сильная позиция в ханафитской школе. Все же, если кто-то обнаружит, что в мечети, прихожанином которой он является, придерживаются данного мнения и назначают имамом для таравиха ребенка являющегося хафизом Корана, так как в джамаате нет никого другого подходящего уровня, то основываясь на допустимости различия во мнениях, может быть проявлена некоторая снисходительность в этом вопросе.
И Аллах знает лучше. Мы просим Аллаха Тааля в будущем сделать наших детей имамами и лидерами благочестивых.
[Ибн Нуджайм, Бахр ар-Раик; Зайлаи, Табин аль-Хакаик]
Васалам,
Абдулла Мисра
Преподаватель SeekersGuidance
Проверено и одобрено Фаразом Раббани
Словарь
Статьи
Биографии
Кто же не слышал о хазрате, имаме Бухари (рахматуллахи алейхи) и его сборнике «Сахих-уль-Бухари»? И все же, в настоящее время большинство мусульман пользуются данной книгой,... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →