Ахд Аляст - присяга Аллаху всех людей до их ниспослания на землю
Вопрос:
Ассаляму алейкум!
Как понять аят: «Вот твой Господь вынул из поясниц сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: "Разве Я не ваш Господь?” Они сказали: "Да, мы свидетельствуем”. Это – для того, чтобы в День воскресения вы не говорили: "Мы не знали этого”» (Коран, 7:172).
Значит ли он, что люди не имеют оправдания в Судный День, даже если до них при жизни не дошёл призыв и они умерли не зная истину?
Или как правильнее понимать этот аят? Спасибо! (Россия, Кабардино-Балкария)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Данный аят говорит о событии, произошедшем до ниспослания Адама (алейхиссалям) на эту землю. Это событие известно у муфассиров под названием «Ахд Аляст» (присяга «Аляст»). Когда Аллах создал Адама (алейхиссалям), Он также создал в миниатюрном виде его потомство. Все человечество было создано в таком виде и собрано перед Аллахом. Хотя они были в крохотном, миниатюрном виде, Аллах даровал им интеллект и способность понимать, чтобы они были способны засвидетельствовать окружавшее их и осознать, что все сотворено Аллахом, и что Аллах — истинный Творец и Тот, кто поддерживает сотворенное. Это событие ознаменовалось вопросом Аллаха к ним: «Разве Я не ваш Господь?» — и все они единогласно ответили: «Да! Мы свидетельствуем!»
То есть все это действительно произошло, и это одна из причин, по которой те, кто не верят в Аллаха, заслужат ад, поскольку они уже засвидетельствовали и совершенно точно знали, что лишь Аллах — истинный Создатель, и в этом мире они пошли против своего свидетельства и совершили куфр.
Возникает вопрос: если это событие действительно имело место, почему мы не можем вспомнить его, и как можно человека делать ответственным за то, что он не помнит?
Ответ на это следующий:
а) Поскольку это произошло очень давно, мы не помним данное событие. И это вполне естественно. Многое из ранее совершенного человек забывает, не помнит об этом. Указанное событие произошло тысячи лет назад, поэтому нет ничего противоестественного в том, что мы его не помним.
б) Каждый человек рожден на «фитре», т.е. естественном предрасположении к Исламу. Только лишь из-за того, что человек растет в окружении куфра, он становится кафиром. Это подтверждается хадисом:
كل مولود يولد على الفطرة، فأبواه يهودانه، أو ينصرانه أو يمجسانه
Каждый ребенок рождается на фитре (религии Ислам), но затем родители делают его иудеем, христианином или многобожником. («Сахих аль-Бухари», хадис 1385)
Это указание на то, что если человек не запачкан куфром и неверием в Аллаха, он естественным образом, сам по себе осознает, что Аллах — единственный создатель всего сущего и Тот, благодаря которому все продолжает существовать. Поэтому все дети как из мусульманских, так и из немусульманских семей, если они умирают до достижения половой зрелости, попадают в рай.
Таким образом, каждый кафир в глубине души знает, что Аллах — истинный Творец, но из-за окружения куфром и игнорирования своего глубинного внутреннего чувства, он остается в куфре.
в) В действительности, некоторые люди помнят о том событии, когда они засвидетельствовали перед Аллахом еще до ниспослания Адама (алейхиссалям) в этот мир. Записано, что Зун Нун аль-Мисри (рахимахуллах) сказал о том, что он четко помнит данное событие. Наш устаз также рассказывал нам, что его шейх, муфтий Махмудуль Хасан Гангохи (рахимахуллах), тоже очень ясно помнил это событие. Конечно, не стоит ожидать от всех и каждого, что они будут помнить произошедшее событие, однако существует горстка избранных людей, которые действительно помнят его, по причинам, известным только лишь Аллаху.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Словарь
Статьи
Биографии
Имам Абу Абдулла (имам Ахмад ибн Ханбаль, рахматуллахи алейхи) родился в Багдаде в то время, когда в нем проживало большое количество ученых и мухаддисов. Чтобы получить зн... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →