Дозволена ли рабита в отношении умершего шейха?

Вопрос: Если муршид умер, то ему можно делать рабиту? (Павлодар, Казахстан)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Если под словом «рабита» вы подразумеваете эмоциональную привязанность к умершему шейху в том плане, что вы храните любовь к нему, раздаете милостыню или совершаете хорошие поступки от его имени за то, что он при жизни был для вас средством наставления на верный путь, то это дозволено. Это то же самое, что давать милостыню и совершать хорошие поступки за умерших людей, любимых вами.
Если же под «рабитой» вы имеете в виду сохранение духовной связи с шейхом, при которой вы считаете, что он знает о ваших поступках, духовном состоянии и т. п., то это не дозволено. Такое убеждение является многобожием (ширк).
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Q602
Дополнение |
Вопрос: Прочитав ответ по теме рабиты, немного не понял, почему данная практика будет ширком, если мюриды тариката придерживаются мнения, что между их сердцем и сердцем шейха устанавливается духовная связь, и шейх наделен Аллахом таким караматом, что ему по воле Аллаха становится известно духовное состояние мюрида? (Набережные Челны, Татарстан)
-----------------------------------
Ответ:
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Как мы писали в прошлом нашем ответе:
Если же под «рабитой» вы имеете в виду сохранение духовной связи с шейхом, при которой вы считаете, что он знает о ваших поступках, духовном состоянии и т. п., то это не дозволено. Такое убеждение является многобожием (ширк).
Наличие такого убеждения будет ширком, поскольку это равноценно вере в то, что шейх обладает знанием незримого (сокровенного). Знание сокровенного – это прерогатива одного лишь Аллаха, за исключением того, что Он раскрыл Своим пророкам.
Попытки оправдать убеждение об указанной выше рабите, говоря, что это карамат, являются не более чем предположением, и они открывают двери ко многим ложным убеждениям.
Никто из сподвижников (да будет доволен ими Аллах) не заявлял о наличии у них такой духовной связи с пророком (салляллаху алейхи уа саллям), хотя он был величайшим из праведников. И ведь, кем бы ни был шейх, все убеждения и учения должны проверяться на соответствие Корану и хадисам. Если они соответствуют Корану и Сунне, то – прекрасно. Если же они противоречат им, от них следует отказаться.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Q649

последние Фетвы
- Обязательно ли совершать курбан за Пророка (мир ему и благословение Аллаха)?
- Запрещено ли сбривать волосы другому будучи самому в ихраме?
- Выход из ихрама: допускается ли использование машинки для стрижки?
- Можно ли совершить хадж за умершего, который не завещал этого делать?
- Разрешено ли совершать дополнительную умру после хаджа?
Словарь
Статьи
Биографии
Абу Хамид ибн Мухаммад ибн Мухаммад ат-Туси аш-Шафии аль-Газали родился в 1058 году н.э. в иранском городе Хорман. Его отец умер, когда он был еще ребенком, но все же ему представилась... Подробнее →
Книги

190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →