Как с точки зрения ханафитов понимать, что вера не увеличивается и не уменьшается?
Вопрос: Просьба процитировать аяты Корана по поводу увеличения и уменьшения веры, и как с точки зрения ханафитов и других мазхабов их понимать, что вера не увеличивается и не уменьшается и т. д.? Если не трудно будет составить книгу по этому вопросу, был бы благодарен. (Россия, Калининградская обл., Светлый)
Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
В Коране есть аяты, в которых говорится об увеличении веры человека. Например:
«Когда ниспосылается сура, некоторые из них (лицемеров) говорят: "Чья вера от этого стала сильнее?" Что касается уверовавших, то их вера от этого усиливается, и они радуются».
(Коран, 9:124)
«Когда верующие увидели союзников, они сказали: "Это то, что обещали нам Аллах и Его Посланник. Аллах и Его Посланник сказали правду". Это лишь приумножило в них веру и покорность».
(Коран, 33:22)
«Верующими являются те, чьи сердца испытывают страх при упоминании (имени) Аллаха, чья вера усиливается, когда им читают Его аяты; кто уповает на своего Господа».
(Коран, 8:2)
Вы можете обратиться также к следующим аятам: (3:173), (48:4) и (74:31).
Когда говорится об увеличении веры, имеются в виду следствия веры (чувства, которые могут усиливаться и ослабевать). Если же говорить о самой вере, то она не может увеличиваться и уменьшаться: либо вы верите во что-то, либо не верите, третьего не дано. Невозможна ситуация, когда вы верите во что-то чуть меньше, чем верили вчера. Поэтому имам Абу Ханифа (милость ему Аллаха) считал, что вера не может изменяться, в отличие от следствий веры: убежденности («якын»), упования («таваккуль») и т. д.
Имамы, считавшие, что вера может увеличиваться и уменьшаться, имели в виду ровно то же самое. Просто термин «вера» («иман») они употребляли также и в отношении следствий веры, поэтому и говорили о возможности ее увеличения и уменьшения. Имам Рази (милость ему Аллаха), рассматривая различия во мнениях имамов в данном отношении, говорил, что это различие касается лишь терминологии и использования слов, а по сути никакой разницы во мнениях нет, и обе стороны имели в виду то же самое. (Мухаммад Рафи Усмани. Дарс Муслим)
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Перевел: Timur (Q540-1)
Словарь
Статьи
Биографии
Саида Фатима (радый Аллаху анха) родилась, когда нашему Пророку (салляллаху алейхи уа саллям) был 41 год, т.е. через год после получения им пророческой миссии. Неко... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →