Кто из обитателей рая увидит Аллаха?
Опубликовано: 08 апреля 2012
Вопрос: 1) Поясните, пожалуйста, вопрос о лицезрении Аллаха в раю. Некоторые говорят, что увидеть Аллаха смогут все обитатели рая. Другие говорят, что увидеть Аллаха смогут только обитатели джаннат-уль-фирдаус. Какое из этих утверждений является правильным? Какой хукм вытекает из достоверных хадисов по данной теме?
2) Если моя память мне не изменяет, я где-то читал о том, что обитатели джаннат-
уль-фирдаус будут видеть Аллаха чаще, нежели обитатели более низких степеней рая. Это подтверждается достоверной
Сунной или нет? Если да, то с какой
периодичностью будут видеть Аллаха обитатели разных степеней рая?
3) Джаннат-уль-
гадн – наивысшая степень в джаннат-уль-фирдаус. Она предназначена только для пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям), или туда смогут попасть и другие люди, достигшие
высокой близости к Аллаху? Что говорится на эту тему в достоверных хадисах?
(Индонезия)
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум
уа рахматуллахи уа баракатух!
1 и 2) Из
явного значения аятов Корана и достоверных хадисов следует, что все обитатели рая увидят Аллаха, то есть это не
будет лишь привилегией попавших в джаннат-уль-фирдаус. Но при этом обитатели более высоких уровней рая будут
видеть Аллаха чаще, чем те, кто окажется на нижних уровнях.
Коран говорит о том, как обычные вступающие в рай увидят Аллаха в День Воскрешения:
وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ نَاضِرَةٌ إِلَى رَبِّهَا
نَاظِرَةٌ
«Многие лица в тот день будут сиять и
взирать на своего Господа».
(Коран, 75:22-23)
В пояснении имам Ибн Кясир (рахимахуллах) говорит, что те, кто попадут в рай, действительно наяву увидят
Аллаха. Далле он приводит хадис из сборника Аль-Бухари, в котором Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
إنكم سترون ربكم عيانا
«Вскоре вы действительно увидите своего
Господа».
(«Сахих
аль-Бухари», хадис 7435, передал Джарир)
Имам Ибн Кясир далее писал:
وقد ثبتت رؤية المؤمنين لله عز وجل في الدار الآخرة في الأحاديث
الصحاح، من طرق متواترة عند أئمة الحديث، لا يمكن دفعها ولا منعها؛ لحديث أبي سعيد وأبي هريرة -وما في الصحيحين-: أن ناسا قالوا: يا رسول الله، هل نرى ربنا يوم القيامة؟ فقال: "
هل تضارون في رؤية الشمس والقمر ليس دونهما سحاب؟ " قالوا: لا. قال: "فإنكم ترون ربكم كذلك"
«Как указывают эксперты хадисов, тот факт, что верующие увидят на том свете Аллаха, установлен на основе
достоверных хадисов из мутаватир-источников. Невозможно ни сомневаться в этом, ни отрицать,
поскольку имеется хадис Абу Са'ида и Абу Хурайры (радиаллаху анхума) и другие хадисы, записанные в двух достоверных сборниках («Сахих аль-Бухари» и «Сахих Муслим»), о том,
как сахабы спросили Посланника Аллаха (салляллаху алейхи
уа саллям): «О, пророк Аллаха, увидим ли мы нашего Господа в День Воскрешения?» Посланник
Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) ответил:
«Есть ли у вас какие-то трудности с лицезрением солнца и луны в безоблачную погоду?» Они ответили: «Нет». Тогда
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Поистине, вы увидите вашего Господа столь же ясно».
В другом хадисе передаются следующие слова Посланника Аллаха
(салляллаху алейхи уа саллям):
إذا دخل أهل الجنة الجنة، قال: يقول الله تبارك وتعالى: تريدون شيئا أزيدكم؟ فيقولون: ألم تبيض وجوهنا؟ ألم تدخلنا الجنة، وتنجنا من النار؟ قال: فيكشف الحجاب، فما أعطوا شيئا أحب
إليهم من النظر إلى ربهم عز وجل
«Когда обитатели рая вступят в
рай, Аллах скажет им: «Желаете ли чего-нибудь еще?» Они ответят: «Разве Ты не озарил наши лица? Разве Ты не ввел
нас в рай и не спас нас от огня?» Тогда Аллах удалит завесу (скрывающую Его), и вид будет столь прекрасен, что не
будет ничего более любимого ими, чем созерцание Своего Господа, Всемогущего, Великого».
(«Сахих Муслим», хадис 297, передал
Сухайб)
Поэтому, что касается обычных обитателей рая, то несомненно, всем им будет дарована возможность видеть
Аллаха. Что же касается того, насколько часто они будут видеть Его, на этот счет в книге имама Ибн Каима аль-
Джаузии (рахимахуллах) «Хадиль-арвах иля
билядиль-афрах» имеется повествование, в котором говорится, что лицезрение Аллаха, украшенное покрывалом камфоры,
будет происходить каждую пятницу (стр.327).
إن أهل
الجنة يرون ربهم تبارك وتعالى في كل يوم جمعة في رمال الكافور وأقربهم منه مجلسا أسرعهم إليه يوم الجمعة وأبكرهم غدوا
3) Джаннат-уль-гадн — самая элитная часть рая. Здесь
будут жить пророки, шахиды и лучшие праведники («сиддикин»). Об этом явно говорится в
хадисе от Абуд-Дарды, записанном в «Аусат Табрани» (хадис
8635).
عن أبي الدرداء قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: «ينزل الله تبارك وتعالى في آخر ثلاث ساعات تبقى من الليل، فينظر في الساعة الأولى منهن
في الكتاب الذي لا ينظر فيه أحد غيره، فيمحو ما يشاء ويثبت، ثم ينظر في الساعة الثانية في جنة عدن وهي مسكنه الذي يسكن، ولا يكون معه فيها إلا الأنبياء والشهداء والصديقون، وفيها ما
لم يره أحد ولا يخطر على قلب بشر، ثم يهبط في آخر [ص:280] ساعة من الليل، فيقول: ألا مستغفر يستغفرني فأغفر له، ألا سائل يسألني فأعطيه، ألا داع يدعوني فأستجيب له، حتى يطلع
الفجر، فذلك قوله: {وقرآن الفجر إن قرآن الفجر كان مشهودا} [الإسراء:78]، فيشهده الله وملائكته
Обитателям данной, наиболее привилегированной части рая будет
дарована возможность созерцания Аллаха дважды в день. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям)
сказал:
إن أدنى أهل
الجنة منزلة لينظر في ملكه ألفي سنة، يرى أقصاه كما يرى أدناه، ينظر إلى أزواجه وخدمه. وإن أفضلهم منزلة لينظر إلى وجه الله كل يوم مرتين
«Обитатель самой нижней части рая будет разглядывать свое царство
двести лет, и он сможет увидеть самый дальний его конец так же, как он видит самый ближний. Он также будет
любоваться своими женами и слугами. А привилегированный обитатель рая будет видеть Аллаха дважды в
день.»
(«Муснад
Ахмад», хадис 4623, передал Ибн Умар)
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл
Тармахомед
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта
Остались неясности? Вы можете уточнить ответ у Алима