О шейхах Али Джифри, Аль-Гумари, имаме Раббани и др.
Вопрос:
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух.
У меня к Вам есть ряд вопросов, прошу на них ответить, если можно, подробно:
1) Как относиться к Али Джифри? А то выкладывают в ютубе, что он танцует под музыку, к примеру (называют его скрытым шиитом и мушриком, аузу биллях, да убережёт Аллах Тааля от таких высказываний), но в самих словах этого человека я не вижу ничего плохого.
2) Шейх Ахмад ибн Сиддык аль-Гумари (рахимахуллах). Кем он является? Мухаддис ли он? Можно ли доверять фетвам? Можно выложить об этом статью на вашем сайте?
3) Шейх Раббани (рахимахуллах). Также кем является? Если можно будет выложите статью об этом учёном также. И о его мактубате?
4) Меня интересует книга «Тальбис Иблис», её многие цитируют. Достоверна ли эта книга? Что говорят ханафитские учёные о ней? Если можно, подробный разбор...
5) Кто такие Ашариты, относятся ли они к ахлю-сунна...? Современные саудийские шейхи говорят, что якобы Аллах Тааля утвердился на троне и типа таких высказываний, ашариты говорят, что прежние учёные считали куфром. Как же понимать правильно эти моменты? И как правильно толковать, что Аллах спускается на нижнее небо? Своей властью? Или как?
6) Верно ли это высказывание ниже, можете проверить? Эти вопросы сейчас всех интересуют.
Таджуддин ас-Субки (717-771 г.х.) в книге «Табакат аш-Шафиийа аль-Кубра» писал:
وقال تاج الدين السبكي في طبقات الشافعية الكبرى: «أبو الحسن الأشعري كبير أهل السنة بعد الإمام أحمد بن حنبل وعقيدته وعقيدة الإمام أحمد رحمه الله واحدة لا شك في ذلك ولا ارتياب وبه صرح الأشعري في تصانيفه وذكره غير ما مرة من أن عقيدتي هي عقيدة الإمام المبجل أحمد بن حنبل، هذه عبارة الشيخ أبي الحسن في غير موضع من كلامه»اه
«Абуль-Хасан аль-Ашари является величайшим богословом среди приверженцев Сунны после имама Ахмада ибн Ханбаля. Он полностью разделял взгляды имама Ахмада, да смилостивится над ним Аллах, и в этом нет ни малейшего сомнения. Аль-Аш'ари писал об этом в своих трудах и неоднократно повторял, что его религиозные убеждения совпадают с убеждениями славного имама Ахмада ибн Ханбаля. Именно это высказывание шейха Абуль-Хасана неоднократно повторяется в его трудах». [Таджуддин ас-Субки, «Табакат аш-Шафиийа аль-Кубра»] (Россия, Калининградская обл.)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
1) Шейх Хабиб Али Джифри – обладающий знаниями ученый. Нам не приходилось видеть такие его слова, которые бы вели к ширку (многобожию). Поэтому мы не осмелимся говорить о нем как о мушрике (практикующим многобожие). Однако мы не согласны с некоторыми его действиями – такими, как хадра. Нами не были обнаружены хадисы, устанавливающие данное действие.
Поскольку у нас нет глубоких познаний о личности шейха Хабиба Али Джифри, мы не можем выдать вердикт по его личности и по его акыде (вероубеждению). Определить истинного алима или исламского ученого можно по тому, что его действия и учения должны быть в соответствии с Кораном и хадисами.
2) Шейх Ахмад ибн Сиддик Гумари был обладающим знаниями ученым в области хадисов. Он обладал высокой квалификацией в принципах хадисов и глубокими знаниями в отношении цепочек передатчиков, достоверности хадисов и т. д. Некоторые из его работ содержат немало хороших и правильных мнений, но в то же время в некоторых его трудах приведены ошибочные правила и мнения. Поэтому людям, не имеющим глубоких шариатских знаний, рекомендуем воздержаться от чтения его работ. Алимы и люди, которые хорошо знают шариат, поймут, что именно из его работ следует принять, а что – отвергнуть.
3) Полное имя имама Раббани – Ахмад Фаруки Сирхинди. Родился в 1564 году, умер в 1624. Он был известен как «муджадид альф сани» (возродитель второго тысячелетия) благодаря своему широкому влиянию, распространившемуся по всей империи Моголов. Посредством него многие люди поменяли свою жизнь и приняли ислам. Он был великим накшбандийским шейхом и придерживался очень сбалансированных взглядов, которые находились в соответствии с Кораном и Сунной. Известен тем, что всегда следил, чтобы его тасаввуф (суфизм) находился в соответствии с Кораном и Сунной. Имам был чрезвычайно уважаемой личностью среди алимов различных уголков мира.
4) «Тальбис Иблис» («Обман дьявола») – хорошая книга. Ее автор – известный ханбалитский ученый Джамалуддин Абу Фарадж Абдуррахман ибн Али, более известный как Ибн Джаузи, милость ему Аллаха (не путать с имамом Ибн Кайимом Джаузия, милость ему Аллаха). Автор рассматривает неправильные действия некоторых суфийских орденов, шиитов, хариджитов и т. д. и показывает, как шайтан обманывает людей разными способами: как человек может иногда быть обманут собственными знаниями или своими добрыми, как он полагает, поступками и другими действиями. По сути, цель автора – напомнить людям, что их не должны сносить с пути их собственные поступки. Наоборот, они должны постоянно проверять себя: находятся ли их действия в соответствии с Кораном и Сунной, и им всегда следует проявлять ихляс (искренность), чем бы они ни занимались.
Не стоит неверно истолковывать данную книгу, считая ее неприятием суфизма. Автор лишь возразил против определенных действий, совершаемых и защищаемых некоторыми суфийскими течениями, отклонившимися от Корана и хадисов. В других своих работах автор сам восхвалял суфизм, находящийся в согласии с Кораном и хадисами.
5) Это тонкие вопросы акыды, и мы не углубляемся в подробности таких вопросов. Рассмотрение этих деталей и подробностей никакой пользы не приносит. В конечном счете действительно важно то, чтобы человек верил: Аллах – Единственный Господь, а Мухаммад ﷺ – последний пророк и посланник Аллаха, и все, чему он обучил нас, – абсолютная истина вне всяких сомнений. Этого достаточно, чтобы быть мусульманином. В Судный день человека не спросят о том, верит ли он, что Аллах – на Арше/Курси (Троне) и т. д.
Тем не менее, если говорить коротко, мы сохраняем веру в то, что не ограничиваем Аллаха каким бы то ни было местом. Наоборот, присутствие Аллаха и Его знание – повсюду, где Он пожелает, и на этом мы останавливаемся. Ученые Саудовской Аравии считают, что Аллах – на Курси, и что Курси Аллаха объемлет все:
وَسِعَ كُرْسِيُّهُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ
Его Курси объемлет небеса и землю. (Коран, 2:255)
Поэтому, если Курси Аллаха объемлет все, это означает, что присутствие Аллаха повсюду на небесах и земле.
По существу, оба взгляда говорят об одном и том же. Разница лишь в способе интерпретации. Поэтому эти вопросы не должны становиться темами раздоров и споров, и вместо того, чтобы проводить время в спорах на такие темы, лучше сконцентрироваться на единстве уммы (мусульманской общины) и ее развитии.
Что касается слов хадиса о том, что «Аллах спускается на нижнее небо» во время последних часов ночи, ученые интерпретировали это следующим образом:
а. Милость Аллаха в изобилии спускается в это время.
б. Присутствие Аллаха чувствуется сильнейшим образом в эти часы.
6) Данный отрывок приводится в труде «Абу Хасан Ашари» Хаммада ибн Мухаммада Ансари Хазраджи Саади (умер в 1418 г. х.), опубликованном Исламским университетом Лучезарной Медины. Его также можно обнаружить в «Табакат шафиия кубра» имама Таджуддина Субки (том 4, стр. 236, изд. Дар-уль-хаджр, с тахкиком Махмуда Мухаммада Танахи и Абдульфаттаха Мухаммада Хульва).
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Дополнение |
Вопрос: Ассаламу алейкум.
1) В данной теме вы написали: «…присутствие Аллаха и Его знание – повсюду, где Он пожелает, и на этом мы останавливаемся. Ученые Саудовской Аравии считают, что Аллах – на Курси, и что Курси Аллаха объемлет все:
وَسِعَ كُرْسِيُّهُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ
«Его Курси объемлет небеса и землю». (Коран, 2:255)
Поэтому, если Курси Аллаха объемлет все, это означает, что присутствие Аллаха повсюду на небесах и земле».
То есть вы считаете правильной акыду вездесущности Аллаха?
Поясните, пожалуйста.
2) Являетесь ли вы матуридитами?
Пусть Аллах воздаст вам благом. (Украина)
Ответ:
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
1) Мы верим в то, что Аллах всеведущ желаемым Им образом. Конкретные детали этого известны одному лишь Аллаху. Ильм (Знание) Аллаха всеобъемлюще, и ни одно место не лишено Его знания, внимания и осведомленности.
وَلِلَّهِ الْمَشْرِقُ وَالْمَغْرِبُ فَأَيْنَمَا تُوَلُّوا فَثَمَّ وَجْهُ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ وَاسِعٌ عَلِيمٌ
Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха. Воистину, Аллах – Объемлющий, Знающий. (Коран, 2:115)
В тафсире к этому аяту муфтий Мухаммад Шафи (милость ему Аллаха) разъясняет, что здесь имеется ввиду то, что Заат (сущность) Аллаха объемлет все и вся, и что Таваджух (внимание) Аллаха равнозначно повсюду, куда бы ни повернулся человек, и такова акыда Ахлюс-Сунна-валь-Джамаат (суннитов), к которым мы относимся. Вместе с тем муфтий Шафи (милость ему Аллаха) говорил, что это тот вопрос, в котором человеку не следует копаться, поскольку человеческий разум не в состоянии понять сущность Аллаха, так как Аллах абсолютно уникален и совершенен. Он ни с чем не может быть сравним и ничему не может быть уподоблен:
لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ
Нет никого подобного Ему. (Коран, 42:11)
Так же, как мы не можем постигнуть сущность Аллаха, не можем мы постигнуть и некоторые из качеств Аллаха. Поэтому человек не является мукалляфом (ответственным) за полное постижение деталей данного вопроса. Ему нужно верить в единственность Аллаха и принимать то, что Аллах абсолютно уникален и несравним, и что Он осведомлен обо всем. (Шафи. Магариф-уль-Коран)
Это не совет простолюдина. Таков был совет муфтия Мухаммада Шафи (милость ему Аллаха), покойного верховного муфтия Пакистана в момент объявления независимости от Индии, старшего халифы (заместителя) «хакима уммы», шейха Ашрафа Али Танви (милость ему Аллаха). Муфтий Шафи (милость ему Аллаха) – отец всемирного известного ученого и муфтия Мухаммада Таки Усмани. Шейх Захид Кяусари (милость ему Аллаха), являвшийся верховном муфтием Оттоманской империи до ее распада, называл муфтия Шафи «факих-ун-нафс».
Факих-ун-нафс – термин, используемый по отношению к алиму, достигшему настолько высокого уровня в знании шариата, что знание того, что правильно, а что нет, становится его инстинктом. Было немало случаев, подтверждавших правомерность применения этого термина для муфтия Шафи (милость ему Аллаха). Например, однажды в Пакистане проходила конференция алимов, и всем главным алимам было поручено исследовать один вопрос. Все муфтии подготовили свои исследования и пришли к выводу о дозволенности рассматриваемого действия. Они пришли представить свои выводы муфтию Шафи, который на тот момент был очень стар и не мог заниматься своими собственными исследованиями. Не проводя никаких исследований, муфтий Шафи сообщил им, что заключение, к которому они пришли, неверно, и что он в своем сердце знает, что это действие не дозволено. Алимы возразили, сказав, что ими был проделан детальный разбор, и что, основываясь на нем, действие должно быть дозволено. Муфтий Шафи сказал им вернуться и заново исследовать данный вопрос. Через месяц они вернулись с тем же самым выводом, и он снова не согласился с ними. Он сказал им пойти и разобрать вопрос еще раз, вероятно, они упустили что-то. Через месяц исследований они пришли к муфтию Шафи и признали, что да, действительно, они допустили ошибку в своих исследованиях, и истинное решение заключается в недозволенности рассматриваемого действия.
Поэтому это не просто совет обычного человека о том, что не следует копаться в таких тонких вопросах. Так сказал Человек, великий Алим, великий Суфий, великий Муфтий и великий Муфассир (Корановед), который знал о чем говорит. К такому совету нельзя относиться небрежно. К сожалению, у некоторых погружение в тонкие вопросы акыды стало чем-то вроде хобби, от чего обычные люди запутываются и оказываются сбиты с толку. Перед тем, как вообще исследовать такие вопросы, нам нужно спросить себя:
– Погружался ли в такие вопросы посланник Аллаха ﷺ? Обсуждал ли он такие вопросы со своими сподвижниками?
Нет. Однозначно нет. Так что дает нам право рассматривать такие вопросы? Особенно учитывая тот факт, что пророк ﷺ дал нам очень четкие инструкции:
تفكروا في آلاء اللَّه ولا تتفكروا في اللَّه
Размышляйте над милостями Аллаха и не размышляйте о (сущности) Аллаха. (Табарани. Муджам аусат; Сахави постановил, что это приемлемый хадис: «Макасид хасана»)
Конечно, мутакаллимы (алимы акыды) прошлого – такие, как имамы Абу Хасан Ашари, Абу Мансур Матуриди, Ахмад, Тахави и др. (милость им Аллаха), – обсуждали такие вопросы, поскольку в то время из-за натиска мутазилитов и других отклонившихся течений существовала такая потребность. Это было любезностью к нам с их стороны, что они обсудили эти вопросы и сохранили изначальную акыду ислама и Ахлюс-Сунна-валь-Джамаат. Да будет Аллах милостив к ним! Они сделали свою работу и сделали ее хорошо. Теперь нет потребности вновь поднимать эти вопросы, особенно в то время, когда существуют так много других важных вопросов, которым нужно уделить внимание.
2) Мы придерживаемся мазхаба имама Абу Ханифы (милость ему Аллаха). В целом, акыда последователей ханафитского мазхаба совпадает с воззрениями матуридитской акыды. Следует отметить, что ашариты, матуридиты, ханбалиты, тахавиты – все они являются частью Ахлюс-Сунна-валь-Джамаат.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Словарь
Статьи
Биографии
Знания и элементы духовности, оставленные муршидом-алямом, хазратом, мауланой, пиром (шейхом) Гулямом Хабибом Накшбанди (рахматуллахи алейхи).Самым высоким статусом... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →