О судьбе и предопределении
Вопрос:
1) Прочитал хадис:
«Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови и ещё столько же в виде кусочка плоти, а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух. И он получает веление записать четыре вещи: удел (человека), срок его (жизни), его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным. И клянусь Аллахом, помимо Которого нет иного бога, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей рая до тех пор, пока не окажется от рая на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) написанное ему на роду, и он станет совершать дела обитателей огня и войдёт в (огонь). И, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей огня до тех пор, пока не окажется от огня на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) написанное ему на роду, и он станет совершать дела обитателей рая и попадёт в (рай)». (Аль-Бухари, Муслим)
Объясните, пожалуйста, подробно часть, касающуюся предопределения. Если все определено заранее, в том числе и то, является ли человек обитателем рая или ада, зачем человеку стараться в совершении благих дел? Ведь все предопределено, может, как говорится, жить в свое удовольствие, а судьба все равно приведет тебя или в рай или в ад?
Заранее спасибо. (Россия, Казань)
2) Ассаламу алейкум! У моих друзей возникает вопрос, если все в нашей жизни предопределено: день смерти, судьба человека, будет человек счастливым или несчастным и т. д., то зачем тогда работать или еще что-то делать? Хотя я им объясняю, что человеку Аллах продлевает жизнь за хорошие деяния, или если человек не будет стараться, улучшать свое состояние, а будет лишь уповать на Аллаха, то у него ничего не получится. Хотелось бы получить подробные ответы от компетентных людей на эти вопросы. Спасибо! (Россия, Дагестан)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
В сборнике «Мишкат аль-масабих» приводится хадис, в котором господин Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) рассказывал, как однажды пророк ﷺ появился, когда группа сподвижников обсуждала концепцию такдира (судьбы, предопределения). Услышав их, пророк ﷺ настолько рассердился, что его благородное лицо стало красным от гнева:
– Это то, что вам было велено? – сказал он. – Или, может, это то, что я вам сказал делать? Люди, жившие раньше, истреблялись, как только начинали обсуждать веру в такдир. Я велю вам не обсуждать веру в такдир.
Этот мир ценится Аллахом в крайне небольшой степени. И однажды этот мир перестанет существовать. Все на нем перестанет существовать. Дата и время его разрушения установлены, но вплоть до того времени этот мир будет оставаться источником извлечения пользы для людей. Однако в определенный день ему суждено иссякнуть.
Существует немало дел и задач, которые людям сделать легко или нетрудно. Однако, если попросить человека нести полтонны камней, мы скажем, что у него нет на то достаточных сил. Если попросить его прочитать надпись на стене, расположенной в километре от него, мы скажем, что его зрение на такое не способно. То же самое применимо и для человеческого интеллекта: у него есть свой предел, и понять сверх того, что он способен понять, он просто не в состоянии.
Мы узнаем, что есть вещи, которые не поддаются нашему умственному восприятию и непокоримы для человеческого ума. Человеку ничего не остается, как принять и согласиться с этим. Веру в такдир мы должны рассматривать как одну из тех концепций, которую в полной мере наш интеллект понять не способен. Необходимо верить в такдир без полного его понимания.
Иногда мы отдаем предпочтение задачам, имеющими отнюдь не первостепенное значение. Мы концентрируемся на дискуссионных и спорных вопросах, которые отнимают у нас время и силы и уводят нас от того, чтобы получать полезные знания или заниматься поклонением Аллаху… и мы расходуем время на те вопросы, которые только разделяют нас, а не на то, что объединяет нас в единстве поклонения Аллаху.
Тем не менее, для предоставления базового понимания по данному вопросу и ответа на ваши вопросы, далее приводится краткое описание концепции такдира:
Во-первых, цель создания человечества заключается в том, чтобы мы поклонялись Всемогущему Аллаху и проявляли послушание Ему. Аллах говорит в Священном Коране:
Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. (Коран, 51:56)
Во-вторых, этот мир служит испытанием для нашего послушания Создателю, чтобы Он мог наградить нас в следующем мире в соответствии с результатами данного теста. Аллах говорит в Священном Коране:
Мы создали человека из капли смешанной спермы, чтоб испытать его: потому одарили его слухом и зрением. Мы показали ему путь: благодарен он или не благодарен (зависит от него самого). (Коран, 76:2–3)
В-третьих, тот факт, что данный мир представляет собой тест, подразумевает, что тестируемый обладает свободой воли, иначе у такого теста не было бы никакого смысла.
Учитывая приведенные выше факты, можно объяснить представление о судьбе, посредством того, что судьба – знание Аллаха о том, как человек распорядится данной ему свободой воли, а не некий предрешенный фактор, навязанный ему без каких бы то ни было шансов с его стороны.
Рассмотрим следующий пример:
У двух человек назначена встреча. Первый прибывает загодя и ждет второго; тогда первый говорит, что второй человек, как всегда, опоздает. Его предсказание основано на уже имевшемся опыте встреч с ним и на своем знании о его слабохарактерности. Такое утверждение никоим образом не мешает второму человеку прийти вовремя, поскольку это лишь высказывание.
Подобным же образом Всемогущий Аллах сообщает нам посредством своего безграничного знания о том, что Он в точности знает о наших действиях и нашем последующем пристанище. Не следует это воспринимать, как навязанное решение против нашей на то воли, это лишь Его знание о наших действиях.
Подводя итог, можно сказать, что каждому дана свобода воли, и каждый должен использовать ее для действий, направленных на достижение довольства Аллаха, и что у Аллаха есть полное знание о действиях человека – прошлых, настоящих и будущих.
Иными словами, следует понять, что под такдиром не подразумевается приказ Аллаха. Аллах никого не принуждает и никому не велит совершать дурные поступки. Под такдиром подразумевается знание Аллаха. Аллах даровал каждому возможность выбора между правильным и неправильным. Человек совершает добро или зло по своей собственной инициативе. Поэтому если человек творит зло или совершает грех, он поступает так не потому, что был принужден к этому. Он делает это по своему собственному выбору. При этом Аллах, обладая безграничным знанием, знал, что этот человек выберет дурной путь.
В свете вышеизложенного можно выделить следующее:
– наши дуа (мольбы) действительно изменяют судьбу и очень полезны;
– добрые деяния – источник повышения благосостояния и отводят беды;
– грехи приводят к уменьшению благосостояния и навлекают беды;
– каждому дан выбор своих действий: как плохих, так и хороших. Также у человека есть выбор достижения тех или иных результатов в своей жизни. Например, если человек пожелает вступить в брак или стать богаче, то при выборе правильных методов, он, скорее всего, вступит в брак и станет богаче.
(Составлено на основе разъяснений нескольких видных алимов – в частности, муфтия Аббаса Джины, президента Джамиат-уль-Улама, ЮАР)
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Словарь
Статьи
Биографии
Это история праведника, исламского мистика и правоведа, интеллектуала и аскета Салмана Персидского. Он вырос в персидской деревне Джаян близ города Исфахан. Его отец был старостой ... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →