Об обращении за помощью не к Аллаху
Вопрос: Из аята «Лишь Тебе поклоняемся и лишь от Тебя просим помощи» из 1-й главы Корана следует, что только Аллаха можно просить о помощи. Но при этом в других аятах и хадисах мы не раз видим, что в случае болезни нужно лечиться. Разве лечение – это не обращение за помощью к врачам и лекарствам? Не могли бы разъяснить, какое обращение за помощью к кому-то, помимо Аллаха, считается допустимым, а какое равносильно многобожию?
Обращение за помощью к кому-то, помимо Аллаха, не является абсолютно запретным: в некоторых случаях это действительно равносильно многобожию, но в некоторых является допустимым.
Краткий обзор
Вкратце, принцип такой:
– «Собственная независимость». Если просят о помощи, считая, что просимый (тот, к кому обращаются) действует независимо от Аллаха и обладает настоящим, собственным могуществом, то это, несомненно, равносильно неверию и многобожию.
– «Обретенная независимость». Если полагают, что просимый достиг такого могущества и воли с Божьего соизволения, то это тоже равносильно неверию и многобожию.
– Если считают, что просимый не обладает ни собственной, ни обретенной независимостью в осуществлении действия или способствования ему, и к просимому не обращаются так, словно он обладает собственной независимостью, но при этом у других складывается впечатление о его независимости, то такое обращение все равно запрещено. Есть случаи, когда имеются опасения впадения в неверие и многобожие, как о том будет разъяснено далее.
Подробный разбор
Рассмотрим подробно четыре запрещенных способа обращения:
а) В первом случае полагают, что просимый независим и обладает собственным (не полученным от Аллаха) могуществом. Это единогласно признается многобожием.
б) Во втором случае верят, что просимый обладает не собственным, а обретенным могуществом, то есть он получил могущество от Аллаха, Всевышний наделил его волей и силой в тех вопросах, что превыше человеческих способностей, и он может распоряжаться ими, как ему угодно, может дать любому и может отказать любому. То есть данный случай сравним с тем, как король дает своим придворным и губернаторам определенные полномочия, которыми те распоряжаются, как им угодно, без вмешательства короля; ни знания, ни воля короля в их сферу действий не вмешиваются. Соответственно, в данном случае полагают (да убережет нас от таких поверий Аллах), что такими полномочиями Аллах наделил пророков и праведников, и те с Божьего позволения стали независимыми и свободными.
Именно такие поверья в отношении ангелов и идолов были у арабских язычников. Они говорили: «Мы поклоняемся им, лишь чтобы они приблизили нас к Богу» (Коран, 39:3). Язычники не считали, что идолы и ангелы обладают собственной независимостью, и говорили, что все, имеющееся у идолов, было получено ими от Аллаха.
Коран неоднократно опровергает такие воззрения:
1. Они поклоняются вместо Аллаха тем, кто не может ни навредить им, ни принести пользу. (Коран, 10:18)
2. Те, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха, не способны дать вам пропитание. Так, ищите же пропитание у Аллаха и поклоняйтесь Ему! (Коран, 29:17)
3. Скажи: «Не в моей власти ни навредить вам, ни привести к верному пути». (Коран, 72:21)
4. Скажи: «Не в моей власти ни принести себе пользу, ни причинить себе вред: на все Божья воля». (Коран, 7:188)
В данных аятах отрицается не собственная власть над пользой и вредом, а обретенная, поскольку на собственную волю никто и не претендовал, любой разумный человек понимает, что ни у кого, кроме Аллаха, собственной (не полученной от Аллаха) власти быть не может, и даже язычники признавали тот факт, что изначальным творцом является Аллах.
в) В третьем случае понимают, что просимый не обладает ни собственной, ни обретенной независимостью, но при этом относятся к нему так, будто он обладает собственной властью. Например, совершают земной поклон ему или его могиле, клянутся его именем. Это запрещено и является многобожием. Но это многобожие не в убеждениях, а в действиях, поэтому совершающий его будет считаться грешником, но, тем не менее, останется в лоне Аллаха.
г) Иногда обращение за помощью к кому-то, помимо Аллаха, внешне выглядит как подразумевание независимости просимого. Например, это происходит при обращении за помощью к духам. Хотя человек может и не верить, что они независимы, но, поскольку язычники, обращаясь к духам, верят в их независимость, такое обращение будет абсолютно запрещено. И никакого сомнения в этом нет. Сомнение касается лишь того факта, выходит ли человек данным действием из лона ислама или нет. Поскольку данное действие – абсолютное выражение многобожия, имеется серьезное опасение, что человек тем самым выйдет из ислама.
Выводит ли обращение за помощью из ислама?
Подводя итог, можно сказать, что первые два случая бесспорно являются неверием и многобожием, и человек выходит из лона ислама. Последние же два случая точно являются запрещенными, и сомнения касаются лишь того, перестает ли человек быть мусульманином или нет.
1. Если помощи просят у того, обращение к кому является символом неверующих и идолопоклонников, муфтий в этом случае выдает фетву о неверии, основываясь на внешних признаках, как и в случае с тем, кто повязывает зуннар (пояс неверующих). Здесь решение просто, поскольку относится к символам многобожия и неверия, и потому намерение человека не принимается в расчет.
2. Но при обращении за помощью по обычным вопросам, решаемым в рамках человеческих способностей и связанных с миром средств, когда никто не полагает средство в качестве независимой силы (например, обращение за помощью к хлебу для утоления голода или к воде для утоления жажды), такое обращение дозволено при условии, что полагаются при этом лишь на Аллаха, а само средство воспринимается исключительно как средство и проявление Божьей помощи. То есть средство воспринимается как путь для Божьего воздействия – подобно трубопроводу, через который идет вода. Продолжая данный пример, можно сказать, что отличие подхода язычников в том, что они считают, будто это трубопровод дает им воду, поэтому воду они просят именно у трубопровода, который и почитают соответствующим образом.
Например, человек понимает, что лекарство – это лишь средство, и врач – тоже лишь тот, что прописывает такие средства. Ничего плохого в таком подходе нет. Многобожием был бы другой случай: если человек поверил бы, что лекарство обладает независимой силой в приведении должного воздействия, и посчитал бы, что именно врач дарит ему хорошее здоровье.
3. В отношении религиозных средств действуют те же правила, что и в отношении обычных средств. Единственное различие в том, что суть обычных средств проистекает из привычного хода природы, а суть религиозных средств – из исламского права. То есть так же, как можно обращаться за помощью по обычным вопросам, можно искать помощь и в религиозных вопросах. Соответственно, можно искать помощь в мольбах, терпении, молитвах, рукъя и т. п., поскольку эти средства известны в качестве таковых из исламского права.
4. В вопросах, выходящих за рамки обычных, обращение к кому бы то ни было, помимо Аллаха, является ошибкой. Даже в случае, когда то, к чему обращаются, считают проявлением Божьей помощи, и полагаются в реальности лишь на Аллаха, все равно такой поступок, хотя и не считается неверием и многобожием, бесспорно является ересью и ошибкой. Причина в том, что в вопросах, выходящих за рамки обычных, те, к кому обращаются, не установлены в качестве средств ни естественным ходом природы, ни Аллахом. Предположение, что они все же установлены в качестве средств в определенных случаях, не имеет должных оснований.
Шейх Шах Абдульазиз (да благословит Аллах его душу) писал:
Здесь следует понимать, что запрещено искать помощи у кого-то или чего-то, кроме Аллаха, в том случае, если на это полагаются, и не считают это лишь проявлением Божьей помощи. Если же все внимание и полагание – лишь на Господа, а то, к чьей помощи обращаются, считают лишь проявлением Божьей помощи и, учитывая мир средств, внешне обращаются к этому за помощью, такой поступок дозволяется исламом. Такое обращение за помощью было свойственно также пророкам и праведникам. Поскольку в реальности все внимание – лишь на Аллахе, такой поступок не считается поиском помощи не от Аллаха, и фактически в этом случае помощь ищется от Аллаха.
Шейх также писал:
Человек может искать или просить помощь:
а) От того, что и верующие, и многобожники не считают независимым. Например, принятие помощи:
– хлеба для устранения голода,
– воды и напитков для утоления жажды,
– тени дерева для покоя и отдыха,
– лекарства и растений для исцеления,
– правителя для материального обеспечения (фактически является обменом на услугу и отнюдь необязательно приводит к унижению),
– совета от докторов, основанного на их опыте и более обширных знаниях.
В этих случаях данные средства не считают независимыми. Поэтому обращение за такой помощью дозволено и нисколько не порицается, ведь это не реальная просьба о помощи. Лишь внешне это кажется таковым. В реальности же помощь в этих случаях просят от Аллаха.
б) От того, кого многобожники могут полагать обладателями независимой силы:
– от душ,
– от «небесных и природных духов»,
– от «блуждающих душ» (Бахвани, шейха Садада, Разин-хана).
Такое обращение за помощью является сутью многобожия и полностью противоречит чистой исламской религии.
Мухаммад Идрис Кандехлеви
Источник: Deoband.org
Мухаммад Идрис Кандехлеви (1899–1974) – известный корановед и хадисовед, живший в Индии и Пакистане. Преподавал в Дели, Деобанде, Лахоре и других городах.
Словарь
Статьи
Биографии
Мухаммад Хифзуррахман (1901–1962) родился в небольшом городе под названием Сеохара (Биджнор, Уттар-Прадеш, Индия). В отличие от своих братьев, получивших западное о... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →