Такфир: каковы его правила?
Вопрос: Ассаламу алейкум. У меня несколько вопросов: 1) Если девушка совершала намаз, и не знала, что обязательно читать его в сторону киблы, впадает ли она в неверие (если она имела возможность узнать это, но в свое время, видимо, не так поняла или забыла)? 2) Является ли человек, который ее не затакфирил, ссылаясь на неясность для него вопроса такфира за общеизвестное из религии, его условия, кафиром (он воздержался от такфира конкретно в этой ситуации)? Баракаллаху фикум. И объясните, пожалуйста, все ситуации, при которых не выносящий такфир становится кафиром. Я знаю, что обязательно такфирить христиан и иудеев, иначе такфир возвращается к человеку. А что насчет общеизвестного в религии? В каких конкретных случаях человек станет кафиром за оставление такфира, а в каких нет? В каких случаях я обязана быть убеждена, что человек – кафир? Правильный ли подход: когда я читаю, что выводит из религии, я принимаю это к сведению, но конкретно взяться и затакфирить человека на основании своих знаний не могу. Есть моменты, где ученые разошлись в куфре человека, а где нету таких пояснений я начинаю думать: а вдруг там тоже есть условия и т. д. Баракаллаху фикум. (Махачкала, Дагестан)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
1) Это не будет куфром, поскольку она не отвергла никаких положений веры. Хотя невежество в этом вопросе и несовершение намаза в сторону киблы – грех, аннулирующий намаз, но куфром это не является.
2) Шариат подчеркивает важность осторожности в такфире (объявлении кого-либо неверующим). Человеку никогда не следует объявлять кого-либо неверующим без абсолютных и конкретных доказательств. Если у вас нет конкретных доказательств, что человек – неверующий, воздержитесь от объявления его неверующим и оставьте это Аллаху. За то, что вы оставите это Аллаху, на вас ни в коей мере не будет никакой вины, и вы не станете от этого неверующей. Более того, вы будете вознаграждены за осторожность и следование совету пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Согласно хадису, пророк (мир ему и благословение Аллаха) указал на смертельный риск, который берет на себя человек, называющий другого неверующим:
إذا قال الرجل لأخيه يا كافر، فقد باء به أحدهما
Если человек обращается к своему брату: «О, неверующий», – один из них двоих вернется с таким званием. (Бухари. Сахих. – № 6103)
То есть, если обвиненный действительно является неверующим, то он и является таковым. Если же нет, то обвинитель вернется со званием неверующего.
Алимы поясняют, что, когда обвинитель возвращается со званием неверующего, он заполучает гнев Аллаха, и если он искренне не раскается, то Аллах может лишить его веры до его смерти из-за такого серьезного обвинения против невинного человека.
При жизни пророка (мир ему и благословение Аллаха) некоторые сподвижники во время военного похода на вражеской земле встретили человека, который прямо перед тем, как они могли лишить его жизни, заявил о вере в единственность Аллаха. Полагая, что он назвал себя верующим лишь ради спасения жизни, сподвижник все равно убил его, считая того врагом-немусульманином. Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) узнал об этом случае, он крайне расстроился и раскритиковал этого сподвижника:
أقال لا إله إلا الله وقتلته؟
Он сказал «нет бога, кроме Аллаха», и ты убил его?!
Сподвижник ответил, что убитый сказал это лишь ради спасения своей жизни. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) подверг его дальнейшей критике, сказав:
أفلا شققت عن قلبه حتى تعلم أقالها أم لا؟
Ты ему в сердце заглянул, узнав искренне он говорит или нет?!
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) продолжал говорить эти слова упрека, пока сподвижник горько не пожалел о своем поступке. (Муслим. Сахих. – № 158, передал Усама ибн Зейд)
Основываясь на этих и многих других сообщениях, алимы всегда предостерегали людей от поспешности в объявлении других неверующими. Если человек говорит, что является мусульманином, примите его слова и не говорите о неверии лишь на основе его поступков. Ни в Коране, ни в хадисах Аллах не обязывал нас определять, кто неверующий, а кто нет. Так что оставьте Аллаху суждение о поступках человека.
Конечно, вы можете обозначить действия человека как поступки неверия. Например, человек носит крест, молится в церкви и т. д. Но благоразумно будет воздержаться от объявления самого человека неверующим, если тот говорит, что он – мусульманин, поскольку, возможно, он уже раскаялся после своего поступка.
Так же и в случае, когда ясно, что человек – немусульманин (например, он сам говорит, что является немусульманином или иудеем, или христианином и т. п.), вы можете сказать, что этот человек – немусульманин, поскольку имеются достаточные доказательства для такфира в данном случае. Более того, нельзя считать его мусульманином, если он сам говорит, что таковым не является.
В общем, лучший подход – воздержаться от называния конкретного человека неверующим, если только он сам не заявит, что мусульманином не является. Если такого заявления с его стороны нет, самый безопасный подход – воздержаться от называния его неверующим. Тем не менее, вы можете назвать поступки неверия поступками неверия. И вы можете, не называя при этом конкретного человека, сказать, что если человек верит в то-то и то-то (например, в неполноценность Корана или необязательность пятикратного намаза и т. д.), то человек с такими убеждениями – неверующий.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Q696
Словарь
Статьи
Биографии
Саида Фатима (радый Аллаху анха) родилась, когда нашему Пророку (салляллаху алейхи уа саллям) был 41 год, т.е. через год после получения им пророческой миссии. Неко... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →