Можно ли жениться на родственнице девушки, с которой были отношения?
Вопрос:
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух! Мужчина встречает девушку – у них разворачиваются отношения без никаха (половой интимной близости между ними не было, однако были поцелуи с вожделением и ласки с возбуждением). Через некоторое время они расстались. Вопросы:
1) Может ли этот мужчина жениться на родной ее сестре или ее мачехе (матери)?
2) Если мужчина выберет мнение шафиитского мазхаба, и если оно расходится с доводами остальных мазхабов, будет ли он нести ответственность, будет ли на нем грех?
Ответьте, пожалуйста, по шафиитскому мазхабу. (Алматы, Казахстан)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
1) Согласно мазхабу имама Шафии (милость ему Аллаха), недозволенные физические прикосновения и отношения без никаха не приводят к хурмат-уль-мусахара. Хурмат-уль-мусахара – это ситуация, когда предки и потомки становятся запретными (харам) к вступлению в брак со стороны обоих партнеров из-за установленной связи.
Если говорить подробнее, то мусахара обозначает семейные связи, установленные посредством брака. Например, теща, жена сына, муж дочери являются харамом к вступлению в брак из-за мусахары. Поскольку физические отношения дозволены лишь в браке, ханафитский мазхаб полагает, что установление хурмат-уль-мусахара приводится в действие и недозволенными физическими отношениями (например, поцелуями, прикосновениями или половым актом).
Согласно шафиитскому мазхабу, установление хурмат-уль-мусахара происходит лишь при наличии никаха. Если никаха нет, то нет и хурмат-уль-мусахара. (Навави. Маджму: шарх «Мухаззаб». – Том 16, стр. 219)
وإن زنى بامرأة لم يحرم عليه نكاحها لقوله تعالى (وأحل لكم ما وراء ذلكم) وروت عائشة رضي الله عنها أن النبي صلى الله عليه وسلم سئل عن رجل زنى بامرأة فأراد أن يتزوجها أو ابنتها، فقال لا يحرم الحرام الحلال إنما يحرم ما كان بنكاح ولا تحرم بالزنا أمها ولا ابنتها ولا تحرم هي على ابنه ولا على أبيه للآية والخبر، ولانه معنى لا تصير به المرأة فراشا فلم يتعلق به تحريم المصاهرة كالمباشرة بغير شهوة، وإن لاط بغلام لم تحرم عليه أمه وابنته للآية والخبر، وإن زنى بامرأة فأتت منه بابنة فقد قال الشافعي رحمه الله أكره أن يتزوجها، فان تزوجها لم أفسخ، فمن أصحابنا من قال: إنما كره خوفا من أن تكون منه، فعلى هذا إن علم قطعا أنها منه بأن أخبره النبي صلى الله عليه وسلم في زمانه لم تحل له. ومنهم من قال: إنما كره ليخرج من الخلاف، لان أبا حنيفه يحرمها
Соответственно, мужчине разрешается вступить в брак с родной (или неродной) сестрой или матерью той женщины, с которой у него были недозволенные физические отношения (само собой, он должен искренне раскаяться перед Аллахом и попросить прощения за страшный и гибельный грех, который он совершил).
2) Шафиитский мазхаб, равно как и другие мазхабы, рекомендует соблюдать осторожность и избегать ситуаций, которые противоречат мнениям любого иного мазхаба. Поэтому, хотя, согласно шафиитскому мазхабу, брак с такими людьми дозволен, рекомендуется не вступать в такой брак из-за запрета другого мазхаба (в данном случае ханафитского).
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Ответ дан при содействии шафиитского алима Касима Хатима (Сиэтл, США)
Q719
Словарь
Статьи
Биографии
Он был родом из племени бану Хузайль, являясь верным союзником племени бану Захра. Будучи мальчиком, он бродил вдали от людей по тропинкам мекканских гор и пас стада вождя курайшитов... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →